велобаул или подседельная сумка

Выбор способа перемещения вещей в велоподе подобен выбору религии. У каждого способа найдутся свои фанаты, что рьяно и слепо будут убеждать вас в верности выбора между подседельной сумкой и велобагажником. Я выбрала для себя подседельную сумку, но в этой статье критично рассмотрю этот выбор. Свой выбор предстоит сделать вам лично.

Во многом выбор упирается лишь в то, считаете ли вы себя «классическим туристом». Классические туристы часто называют себя «суровыми туристами», не уделяют должного внимания весу снаряжения и комплектации вещей. Если вы при сборах в поход берете те вещи, которые всегда все берут, не задумываясь даже, пользуетесь ли вы ими во время похода и можно ли без них обойтись, то выбор способа перемещения вещей: в велобауле или подседельной сумке, вас не должен тревожить. Для вас – только багажник, только хадкор!
Есть еще одна категория туристов, которым без багажника не обойтись – это ребята, что выбираются в велопоход в первую очередь для того, чтобы на месте стоянки весело и хорошо провести время. Вещи у любителей отдыха часто представляют из себя невзаимосвязанный набор консервов и бутылок – их перевозить в подседельной сумке не получится.
Итак, если вы едите в велопоход ради езды на велосипеде и спокойных ночевок на природе, только тогда вам предстоит выбирать между подседельной сумкой и велобагажником.

 

РАЗЛИЧИЕ ПЕРВОЕ: ЧТО ПЕРЕВОЗИТЬ МОЖНО

  • Подседельная сумка

    это сумка, что крепится под седло велосипеда. Предназначена для перевозки мягких вещей (что могут ужиматься, тромбоваться): палатки (без дуг и колышков), спальника, велочехла, одежды. Среди этих мягких вещей можно помещать небольшие жесткие (консервные банки, брикет супа, цепную пилу в коробке, запасную камеру и прочее). Лишь некоторые подседельные сумки, как правило малого объема, подходят для перевозки жестких предметов. Но такие сумки нужны во время марафона и езде по городу, в походе в них нет необходимости. В некоторых случаях, в сумке можно перевозить котелок, если он по своему диаметру удачно подходит. К подседельной сумке нельзя прикрепить дополнительный багаж, кроме легких небольших предметов (куртка, бутылка воды 0.5 л, колышки).
  • Велобаул

    это сумка, одеваемая на багажник велосипеда. Предназначена для перевозки как мягких вещей, так и твердых (посуда, дуги, колышки, техника, обувь, ремнабор, аптечка). Вещи, не помещающиеся в велобауле, как правило можно закрепить к нему снаружи (туристический коврик, объемные продукты питания).
  • Велобаул - более универсальный по списку возможных для перевозки вещей.

    Стоит отдельно остановится на тех предметах, которые нельзя или неудобно перевозить в подседельной сумке:

    • ботинки
    • топор
    • дуги от палатки
    • стеклянные банки
    • бутылки с напитками или бензином
    • баллоны с газом
    • арбуз, дыня, другие объемные твердые предметы
    • фрукты, ягоды, грибы, ведь они помнутся и подавятся
    • печенье, хлеб и прочие продукты питания, что при давлении крошатся и ломаются
    • сгущенку в тубе, крема и прочее, что может выдавится из-за нажатия
    • пластиковую миску и прочие предметы, что при компрессии могут лопнуть или погнуться
    • черпак и другую посуду неправильной формы, например, кружку с жесткой ручкой
    • горелка, фотоаппарат и все другое ценное, что можно поломать
    • аптечка и ремнабор, фонарик и другое, что должны быть все время в зоне быстрого доступа
    • Все эти предметы придется перевозить в рюкзаке, крепить к раме велосипеда или размещать в других велосумках.

      велобаул или подседельная сумка

       

      РАЗЛИЧИЕ ВТОРОЕ: НУЖЕН ЛИ РЮКЗАК

      С велобаулом не нужен рюкзак или дополнительные сумки на велосипед. В тоже время, велобаул - не гарантия избавления от рюкзака, а подседельная сумка не означает, что без рюкзака не обойтись

      При перевозки вещей в подседельной сумке ряд вещей (все жесткие, не ужимающиеся вещи) нужно в чем-то перевозить. Это могут быть нарамные сумки или рюкзак, а иногда и то, и другое. Самый частый и простой способ перевозки вещей - это рюкзак.
      Большинство велосипедистов «на ура!» воспринимают идею избавится от рюкзака на плечах летом - с ним тяжело, парко и некомфортно. Без рюкзака можно получить отличный почти ровный загар спины. Конечно, в межсезонье уровень радости от отсутствия рюкзака уменьшается – с ним спина защищена от ветра и теплее, хотя рюкзак должен быть подходящим: с изогнутой жесткой спиной.
      В путешествии с рюкзаком есть плюс, о котором нельзя забывать. Если вы отправитесь пешком осматривать какие-то достопримечательности, то в рюкзак можно положить все необходимые для такой прогулки вещи. Кроме того, намного спокойнее будет все ценное взять с собой, при этом не неся его в руках. Для путешественников с велобаулом для таких прогулок придется предусмотреть хотя бы один небольшой и легкий рюкзак на группу.

      велобаул или подседельная сумка

      Наличие велобаула совсем не гарантирует избавление от рюкзака. Порой сложно выбрать действительно нужные вещи для похода и уместить их в объем велобаула.
      В то же время, выбор подседельной сумки не означает, что в походах без рюкзака не обойтись. Дуги от палатки удачно размещаются с туристическим ковриком на руле велосипеда либо в специальном чехле крепятся вдоль рамы велосипеда. Ремнабор, аптечка и личные вещи помещаются в нарамную сумку.

      подседельная сумка или велобаул

       

      РАЗЛИЧИЕ ТРЕТЬЕ: КОЛИЧЕСТВО ВЗЯТЫХ ВЕЩЕЙ

      Нельзя перейти на использование подседельных сумок, не поменяв свои взгляды на упаковку вещей. Выбирая подседельную сумку, вы начинаете в целом задумываться о весе снаряжения, о выборе только нужных вещей для поездки. Такие сумки навеяны идеями легкоходства.
      Подседельная сумка по своему объему может вместить в себя все действительно необходимое в походе:

      • туристический гамак, спальник, теплые вещи
      • палатка, 2 летних спальника, велочехол, котелок
      • палатка, один зимний спальник и другое
      • С полным комплектом сумок (подседельная, нарамная, сумка на руль) можно добиться недельной автономности в походе.

        подседельная сумка или велобаул

        Наличие велобаула сильно расслабляет туриста, сколько бы не было свободного места в велобауле - всегда найдется, чем его заполнить. В итоге велосипедисты с багажником перевозят на 10-12 кг больше груза, чем туристы с подседельной сумкой при аналогичной поездке и уровне комфорта. Поэтому, если вы уделяете внимание весу багажа, очень важно покупать велобаул с объемом без запаса - 45-50 литров. Либо одергивать себя каждый раз, когда захочется заполнить свободное место запасными вещами.

        упаковка

        В среде велотуристов бытует мнение, что без велобаула с его объемами в походе не обойтись. Давайте разберемся в этом:

        • Объем велобаула - 45-120 литров.
        • Объем подседельной сумки - 15-40 литров.
          Объем нарульной сумки - 15-30 литров
          Объем нарамной сумки - 10-30 литров (зависит от геометрии велосипеда)
          Объем рюкзака для велопохода лучше, чтобы не превышал 35 литров.
        • Получается, что используя несколько сумок вместо одного велобаула, можно без проблем добиться того же литража. Но путешественник может не ограничивать себя одним велобаулом. Он также может повесить нарульную сумку, нарамную или взять рюкзак. В таком случае максимально возможный объем перевозимых им вещей значительно превышает объем вещей путешественника с подседельной сумкой.

          Как правило, объем велобаула больше объема подседельной сумки. Недостающий литраж при поездах с подседельной сумкой компенсируется дополнительными сумками на велосипеде или объемом рюкзака. Благодаря им можно взять в поход вещей еще на 95 литров.

          Теперь давайте остановится на том, какой необходим объем сумок для размещения багажа в походе:

          • Для небольшого похода летом на одного человека достаточно сумок, объемом 25-35 литров, для размещения всех вещей, кроме туристического коврика. Это может быть, например, подседельная сумка 15 литров + рюкзак 20 литров.
          • Для длительного летнего похода, с автономом по несколько дней, необходимый объем - 35-50 литров. Это может быть подседельная сумка 25 литров + небольшой рюкзак или нарамная сумка.
          • Для длительного велопохода по горам, объем багажа увеличивается до 55-75 литров. Но и этот объем легко разбивается между сумками на велосипеде. Теперь потребуется максимально увешать ими велосипед, возможно взять и рюкзак.
          • В зимнем походе, в зависимости от региона поездки и длительности автонома, необходимый объем - 45-85 литров.
          • Сумок, объемом 70-120 литров, может не хватать для размещения всего багажа, лишь в двух случаях:

            • Велотурист уделяет недостаточное внимание комплектации своего снаряжения для похода
            • Велопоход проходит в сложных климатических условиях (частые дожди и большие перепады температур) + автономность похода с необходимостью вести продукты с магазина и топливо для приготовления пищи на 5 и более дней
            • Практически во всех случаях ведущий фактор - первый. При желании его можно разрешить, познакомившись с идеями легкоходства.

              вещи для велопохода

               

              РАЗЛИЧИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: НУЖНО ЛИ ДОСТАВАТЬ ВЕЩИ

              Велотуристу на протяжении дня могут пригодится самые разнообразные вещи: фотоаппарат, теплая одежда, водозащита, перекусы, ремнабор и аптечка. Все эти вещи должны быть под рукой.
              У туриста с велобаулом все вещи (нужные на протяжении дня и только на стоянке) хранятся в одном и том же месте – в объемном велобауле. Он может в любой момент остановить байк и воспользоваться нужными предметами, при этом не важно, как много таких остановок будет.
              У туриста с подседельной сумкой в ней хранятся только не нужные на протяжении ходового дня вещи, те, что идут на привал. Все остальные вещи хранятся в рюкзаке или в нарамной сумке – оттуда они достаются, не слазя с велосипеда - еще быстрее и удобнее, чем с велобаула. Велосипедист не может при каждой необходимости лазить в подседельную сумку, ведь принцип ее упаковки - компрессия вещей.
              Почему нельзя класть в подседельную сумку нужные на протяжении дня вещи?

              • Из подседельной сумки можно быстро достать лишь те вещи, что находятся возле входа в нее
              • После каждого доступа в сумку качество ее упаковки снижается, что приведет к разбалтыванию и необходимости перепаковки
              • Для хорошей упаковки сумку необходимо снять, а значит тратить время на ее повторное подвешивание
              • Из подседельной сумки багаж в течение дня до стоянки лучше не вынимать. С велобаула вещи легко и быстро как достаются, так и кладутся обратно

                перекус

                 

                РАЗЛИЧИЕ ПЯТОЕ: ВЕС

                Подседельная сумка имеет самый низкий вес по сравнению с другими вариантами перевозки груза, это влияет на скорость движения и быстроту утомляемости путника.
                Цифры говорят сами за себя:

                • Вес подседельной сумки, объемом 15 литров - 190 гр.
                  Вес подседельной сумки, объемом 25 литров - 320 гр.
                  Вес нарульной сумки - от 100 гр.
                  Вес нарамной сумки - от 200 гр.
                • Вес консольного багажника с некоторой сумкой - от 800 гр. и выше
                • Вес багажника с велобаулом - от 2300 гр. и выше
                • Путешествуя с велосумкой, вы перевозите гораздо больше чистого веса снаряжения. Даже если сумками обвешан весь велосипед, экономия веса по сравнению с велобаулом в 3 и более раза.

                  Велосипедисты задумываются о весе покрышек, рамы велосипеда и других элементов велосипеда. О весе сумок и о весе их содержимого тоже следует задуматься. Критически рассмотрите весь велосипед и прочее свое снаряжение, вы просто удивитесь, как сильно можно облегчиться.
                  У путешественников с подседельной сумкой вес багажа распределяется следующим образом:

                  • подседельная сумка - до 5 кг
                  • нарульная сумка - до 3,5 кг
                  • нарамная сумка - до 7 кг
                  • рюкзак - до 3,5 кг
                  • Путешественник с велобаулом в нем перевозит 10-30 кг веса.

                   

                  подседельная сумка или велобаул

                   

                  РАЗЛИЧИЕ ШЕСТОЕ: УПАКОВКА ВЕЩЕЙ

                  Подседельная сумка требует более тщательной упаковки, чем размещение вещей в велобауле.
                  Не правильно загруженная подседельная сумка, а также плохо затянутая на велосипеде, разбалтывается и требует постоянной регулировки.

                  К упаковке и подвешиванию подседельной сумки нужно принаровиться

                  Какой бы качественной сумка не была, на сколько она будет удобна в эксплуатации во многом зависит от ее владельца. Тубус с сумки нужно перед упаковыванием скрутить, класть более тяжелые и плохо сжимаемые вещи в нос сумки, все последующие вещи плотно трамбовать, а в конце сумку хорошенько затянуть. Навыки упаковки подседельной сумки приходят постепенно, удачно, если на начальном этапе кто-то лично вам покажет, как лучше паковать багаж в сумку такой конструкции.
                  С качественными велобаулами все проще – они легко одеваются на багажник и упаковываются без каких либо усилий, как и любой рюкзак. В тоже время нужно следить, чтобы каждая сторона велобаула была нагружена одинаково по весу. На протяжении дня хороший велобаул не приходится поправлять, но с дешевыми изделиями можно и помучиться.

                  крепление подседельной сумки

                  Подседельную сумку сложно упаковать и затянуть девушке

                  Упаковать сумку может любой человек, но более плотно ее набить (а значит более качественно) сможет, в первую очередь, взрослый мужчина. Во время утрамбовки вещей в подседельную сумку большой риск испортить маникюр, есть риск поломать длинные ногти. Кроме того, если у вас на пальцах есть ранки - их можно задеть при упаковке сумки. Затягивать и крепить сумку - в первую очередь мужская работа.

                  крепление подседельной сумки

                  Подседельную сумку некомфортно упаковывать зимой

                  Только очень опытные пользователи подседельной сумки могут ее качественно набивать, не снимая рукавиц. Всем остальным придется паковать сумку голыми руками, что делать при минусовой температуре некомфортно. В тоже время, вещи в велобаул помещаются тоже после компрессии. Например, спальник упаковывается в компрессионный мешок. А процесс и уровень комфорта при упаковки спальника в компрессионный мешок не отличается от помещения спальника сразу в подседельную сумку.

                  Время, затрачиваемое на утренние сборы как с велобаулом, так и с подседельной сумкой примерно одинаковое.

                   

                  РАЗЛИЧИЕ СЕДЬМОЕ: ПЕРЕВОЗКА ВЕЛОСИПЕДА

                  Перевозить велосипед, укомплектованный подседельной сумкой намного удобнее, чем с велобаулом.

                  Подседельную сумку не нужно снимать во время многих переездов

                  Практически любое путешествие начинается с передвижения на общественном транспорте. Велосипед вместе с велосумками перевозится в автобусе, поездах, дизелях и самолете. Лишь в случае перевозки велосипеда в дизеле велобаул не потребуется снимать с велосипеда. Во всех остальных случаях, не зависимо от того, провоз велосипеда платный или бесплатный, его придется снять.
                  Подседельная сумка намного компактнее велобаула и не имеет выступающих частей. Поэтому с ней без проблем можно пройти по узким коридорам поезда. Она более легкая, поэтому велосипед с неснятой сумкой можно забросить на третью полку в купе поезда или удачно разместить в багажном отсеке автобуса. Небольшие размеры подседельной сумки позволяют застегнуть многие велочехлы, просто опустив седло с сумкой ниже. Сумка не выступает и не мешает, даже если велосипед поместить в проходе дизеля.
                  Об особенностях перевозки велосипеда читайте в статьях: "Перевозка велосипеда в Беларуси", "Перевозка велосипеда за рубежом".

                  Снять подседельную сумку на время перевозки намного быстрее

                  Процесс подготовки велосипеда к перевозке со снятыми велосумками очень быстрый. Достаточно отжать эксцентрик на подседельном штыре и снять подседельную сумку вместе с седлом. Также быстро сумка возвращается на место. Нарульные и нарамные сумки имеют быстрые системы крепления, нарамную сумку можно не снимать во время любых переездов.
                  Снятие велобаула и последующее помещения его на место отнимает ощутимо больше времени. Преимущество подседельной сумки особо заметно, когда на разборку и зачехление велосипеда отведено всего 5-7 минут.

                  подседельные сумки в дизеле

                   

                  РАЗЛИЧИЕ ВОСЬМОЕ: УДОБСТВО В ПУТИ

                  Минусы подседельной сумки:

                  • Во время активного педалирования велосумка юзает из сторону в сторону

                    При быстрой езде, когда велосипедист активно давит на педали, сумка немного наклоняется в сторону ведущей педали. Получается, что сумка ходит из стороны в сторону. Чем хуже натянута сумка, тем больше эти колебания. Небольшие движения сумки не заметны велосипедистом и никак не отражаются на скорости и удобстве, но если сумка сильно разболтана, сложно не обратить внимание на ее подвижность.
                  • Упаковка купленных продуктов занимает больше времени и менее удобна

                    Практически все купленные продукты нужно разместить на велосипеде, не задействуя подседельную сумку. Они помещаются в рюкзак, нарамную сумку или нарульную. Чаще всего, так как в этих сумках уже ездит не съедаемый багаж, продукты приходится делить между всеми сумками, иногда перефасовывать и использовать все свободное пространство в них. Сложно разместить крупный и неделимый багаж, например, арбуз или дыню, а также давящиеся фрукты и ягоды. Без велобаула часть продуктов от последнего магазина по маршруту до места стоянки может перевозится в целлофановых пакетах на руле или увешивать снаружи рюкзак. С такими сложностями не сталкивается путешественник с велобаулом, ведь какие непредвиденные продукты не придется купить - их можно хоть как то прикрепить к багажнику.
                  • Плюсы подседельной сумки:

                    • Велосумка имеет обтекаемую форму, не создает сопротивления ветру и не цепляется за ветки

                      Сумка компактна, становится как бы продолжением седла, не сильно его шире. С велобаулом заднее колесо велосипеда «разрастается» по ширине. Теперь увеличивается риск зацепиться за пень, торчащую ветку и за другие абсолютно привычные лесные преграды. В велотуризме по пересеченной местности то и дело приходится пробираться с велосипедом по заросшим лесным дорогам, вырубкам деревьев – скорость передвижения туристов с велосумками на таких участках значительно выше.
                    • С подседельной сумкой удобнее преодолевать препятствия

                      Ветки и пни – это не единственные типичные препятствия на пути велотуристов. Кроме того, есть большие камни, поваленные деревья и мощные (горные) ручьи, крутые каменистые склоны и снежники. Достаточно часто преодолеть препятствие груженному туристу с велобаулом не удается. Приходится по очереди преодолевать препятствие: сперва перенося велосипед, потом – перенося снятый велобаул. После препятствия тратится время на повторное крепление велобаула к багажнику. В подседельной сумке едет лишь часть багажа, весь груз рассредоточен по велосипеду и по его владельцу, поэтому велосипед с подседельной сумкой не сложно переносить через препятствия.
                    • перенос велобаула

                    • При использовании подседельной сумки вес лучше распределен

                      В классической концепции перевоза багажа, весь вес сосредоточен на багажнике и заднем колесе. В легкоходном варианте - распределен по раме в нескольких сумках: подседельной, нарамной и подрульной. В легкоходном варианте узлы велосипеда от нагрузки изнашиваются равномерно. Но самое важное - удобство в пути. Как только вы съедите с прямого асфальта, начнете активно крутить руль и загружать велосипед, перенося свой центр тяжести вперед-назад, вправо-влево, сразу заметите: чем ближе центр тяжести велосипеда к вашему собственному центру тяжести, тем легче и удобнее крутить педали. Много маленьких сумок – самое выгодное расположение груза. Кроме того, равномерно загруженный велосипед намного удобнее поднимать, переносить и толкать.
                    • подседельная сумка или велобаул

                    • С подседельной сумкой легче ездить по льду

                      Центр тяжести при езде по льду должен приходить на середину велосипеда, максимально близко к кареточному узлу. Так проще всего маневрировать и держать равновесие, при неуправляемом скольжении восстановить сцепление колес. Кроме того, при использовании шипованных покрышек для лучшего сцепления с поверхностью льда можно приспустить давление в камерах колес. Приспускать давление в заднем колесе с велобагажником и полным баулом чревато повреждениями обода, ведь на заднее колесо приходится большой вес.
                    • подседельная сумка или велобаул

                    • В подседельной сумке вес сбалансирован

                      Каждая сторона велосипеда нагружена одинаково, сбалансирована. При набивке велобаула есть риск перегрузить одну из сторон велоштанов, тогда педалировать будет неудобно, на некоторых участках дисбаланс в велоштанах увеличивает риск падений и заносов.
                    • С подседельной сумкой удобнее педалировать в гору

                      потому что заднее колесо не перегружено а значит переднее колесо не отрывается от поверхности
                    • подседельная сумка или велобаул

                    • С подседельной сумкой меньше остановок на ремонт

                      С велобаулом перегружено заднее колесо. Из-за этого чаще случаются проколы заднего колеса. Но самый распространенный повод для ремонта туриста с велобаулами – это поломка багажника. Багажники ломаются с завидной регулярностью, иногда за длительные походы в группе «умирает» не один багажник полностью. Постоянные ремонты, попытки заставить протянуть багажник до выхода с маршрута или веломагазина – омрачают поездки. С подседельными сумками в этом плане намного проще. В удачных конструкциях просто нечему ломаться. Там даже нет замков, которые могли бы расходиться.
                    • ремонт багажника

                    • В компании велосипедистов с подседельной сумкой лучше обзор

                      Большой объемный велобаул очень сильно ограничивает видимость едущим вслед за ним путникам. В плотно едущей группе велосипедисты могут не увидеть дефектов дорожного покрытия и препятствий на пути.
                    • велобаул или подседельная сумка

                      Подведем итог:
                      Главное преимущество велобаула - возможность разместить любой объемный и тяжелый багаж, при этом обеспечить быстрый доступ к нужным вещам.
                      Главное преимущество подседельной сумки - вес, возможность значительного облегчения всего снаряжения без ущерба комфорту и избавление от часто ломающегося багажника. Кроме того с велосумкой удобнее маневрировать по пересеченной местности, преодолевать препятствия, но при движении по асфальту таких преимуществ нет.

                      В этой статье мы постарались разобрать основные отличия велобаула и подседельной сумки. Чтобы отметить все преимущества каждого из изделий, вам потребуется съездить не в один велопоход. Желаем вам выбрать действительно то, что будет вам удобнее и идеологически ближе.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

Все права защищены. malpa.by ©2015
ИП Гурьянов Максим Юрьевич УНП 791031413, г. Могилев, ул. Франко 43 +375297474465.
Режим работы: понедельник-пятница – 8:00-20:00, суббота – 8:00-15:00, воскресенье – выходной.
Свидетельство о государственной регистрации номер 79103141 выдано Администрацией Октябрьского района г Могилева.
Регистрация в реестре бытовых услуг № 000000077294

logo-futter-eriplogo-futter-card