Что такое автостоп?
Автостоп – настоящее путешествие для открытых и небоязливых людей. Это способ путешествовать бесплатно, узнавать страну и населяющих ее людей. Автостоп – это образ жизни и мышления.
Практически каждый молодой человек ездил куда-либо автостопом или вдохновлялся романтикой такого путешествия. В этой статье мы расскажем вам все самое важное и нужное для тех, кто хочет приобщиться к автостопу.
Давайте сперва разберемся, что же такое автостоп.
Автостоп – это бесплатное передвижение путника на попутном транспорте. Не стоит заблуждаться, что все, что требуется от автостопщика, это выйти на трассу и поднять руку. При автостопе происходит добровольный обмен: водитель везет бесплатно путешественника, а путник в свою очередь своим оживленным разговором, историями и просто хорошей компанией скрашивает дорогу водителю. Нередко водители подбирают автостопщика с той целью, чтобы он помог им не уснуть. Именно по этим причинам и водитель, и автостопщик заинтересованы друг в друге и уважительно друг к другу относятся.
Если вы стоя на трассе поднимаете руку, могут остановиться не только водители в поиске компании, но и так званые «деньгоспросы». Дело в том, что культура автостопа не всем знакома, и многие водители ежедневно проезжая по дороге от работы (дачи) до дома, подвозят местным примерно по тарифу автобусных перевозок. Обычно такие водители сразу после остановки обрисовывает, что намерены подвозить вас только за деньги. Во избежание недоразумений, оговаривайте с остановившимся водителем, что вы едите автостопом или, что у вас нет денег.
Не следует автоматически записывать всех водителей такси или маршруток-автобусов в «деньгоспросы». Достаточно часто эти водители, уже отработав свой рабочий день, подбирают попутчиков просто ради компании и знакомства. За последние годы моей автостопной практики насчитывается 4 подвоза таксистами, 9 подвозов маршрутками-автобусами и пару раз «гаишниками».
В свою очередь среди автостопщиков можно выделить «халявщиков». Это люди, что используют автостоп сугубо как средство добраться до нужной точки, не предлагая ничего водителю взамен. Такие люди в обычной городской одежде останавливают машину, многозначительно молчат всю поездку и надеются, что водитель постесняется в конце пути спросить деньги за подвоз. Эту категорию людей истинные автостопщик не уважают. Не забывайте, что автостоп – это равноценный обмен: водителю – общение, автостопщику – бесплатный подвоз.
Кто подбирает автостопщиков? На какую компанию можно рассчитывать?
Подвозят путешественников абсолютно разные люди. Это простые работяги, сельчане, представитель этнических меньшинств, успешные бизнесмены и подобные вам туристы, что сейчас едут на машине. Компания может подобраться абсолютно неожиданная, как очень интересная, говорливая, так и непонятная. Иногда водители выговаривают попутчику все, что у них на душе, зная, что они больше никогда с ними не увидятся. Иногда водители молчат и не нуждаются в общении, скорей всего они подобрали вас просто потому, что это соответствует их идеологии, или они бывали ранее автостопщиками. В любом случае будьте открытыми – это приветствуется.
Очень у многих людей при слове «автостоп» зарождается страх попасть в общество насильников или бандитов. На самом деле риск не сильно больше того, как повстречать таких людей в городе или среди водителей такси. Конечно, безопаснее ездить девушке с парнем или хотя бы с подругой, не садиться в машину, где много мужчин. На моем одиночном автостопном опыте насчитывается всего две поездки со «стремными типами», от которых достаточно легко можно отделаться. Думаю, девушки припомнят, что за один проход поздним вечером по городу встречали и по четыре «стремных типа». Если для кого-то не понятен этот термин, то расшифровывается он примерно так: личности, что навязчиво пытаются непременно заполучить номер телефона девушки с целью последующей встречи, пытаются заполучить обещание, что встреча состоится, хотя девушка всем видом и прямым текстом уклоняется от этого. Никогда не понимала, на что рассчитывают такие личности, но их достаточно много везде, поэтому, конечно, можно встретить и на дороге. Получается, что риск неблагоприятной компании при путешествии автостопом существует, но его не нужно преувеличивать.
Что касается бандитов, то сами посудите, что им с вас взять? Останавливая машину перед туристом, водитель понимает, что перед ним - обычные люди, зачастую студенты без копейки в кармане. Если вас и подвозит бандит, то, как и все другие водители – просто ради компании. Например, меня в компании с мужем подвозил один «бандит». Он просто рассказывал нам всякие истории, связанные с российской мафией, «крышами» и про свои мелкие экономические проделки. Его машину остановило ГАИ, сотрудники устроили полный досмотр (искали оружие). Нас после небольшого визуального осмотра вещей отпустили. Да, и такие истории бывают, никто от них не застрахован. Но чаще всего все страхи едущих автостопом наигранны их воображением. Доводилось неоднократно ездить в закрытом кузове автомобиля без стекол. Рисуешь в воображении все повороты, которые совершает машина на случай, если высадят не пойми где, а нужно будет найти дорогу в исходную точку. Приходилось ездить с выпившими лесорубами и с едущими на задание скотобойщиками. Воображение в такие моменты может нарисовать много плачевных сюжетов, когда под боком на кочках трясутся бензопилы или средства для разделки туши. Перечисленные компании на практике получаются вполне себе приятными и веселыми. С такой «экзотикой» вы сможете встретиться, путешествия в невероятной глуши, по дорогам, что не соединяют никаких значимых пунктов. На более значимых грунтовых дорогах самое экзотическое – это простые перевозчики скота, древесины, сотрудники почты и дорожной службы. Если ваш маршрут не будет уклоняться от асфальта, то класс возможных для подвоза машин увеличится, вам не придется «стопить» медленные рабочие машины. Просто поднимайте руку только перед легковыми автомобилями на хорошем ходу.
Часто путешественников подвозят дальнобойщики. В Беларуси они рады компании, в России водители фур опасаются останавливать машину, потому что это чревато для них неприятностями. Водители фур – хорошая компания. Если вы едите с ними долго, могут предложить вам воспользоваться их полкой для сна или приготовить вместе кушать. Могут предложить пожить в их кабине машины в пункте назначения, предложить составить им компанию на весь маршрут движения фуры. Иногда водители связываются по рации с ближайшими фурами и находят для вас следующую фуру для подвоза после поворота. Подобравшие водители-иностранцы рады общению и одними жестами.
Достаточно часто водители, что едут на большие расстояния, угощают автостопщиков своей едой или приглашают в придорожное кафе. Пытаешься их чем-то угостить в ответ – не позволяют. Приятно ездить с такими людьми, нужно пытаться быть такими же внимательными к окружающим.
Многие водители спрашивают у автостопщика разрешения, чтобы закурить в собственной машине или включить музыку. Бывают и другие крайности, когда автостопщика подбирает водитель, не уважающий и не понимающий автостопа. Для таких водителей вы – своеобразная «обезьянка» для развлечения. Люди бывают разными.
Как видите из нашего обзора, абсолютно любой водитель может оказаться вашим попутчиком и ничего страшного в этом нет.
Как добраться до нужного места автостопом?
Необязательно остановившаяся машина будет везти вас до конечного пункта назначения, в автостопе вполне привычная ситуация, когда на 1000 км приходится поменять 10 машин. Иногда везет «застопить» машину, что будет везти вас все нужные сотни километров. Правда в таком случае замечательно, если попался общительный водитель.
Часто оказывается, что автостоп – самый быстрый способ добраться до нужного поселка, не считая поездки на собственном автомобиле. Преимущество автостопа заметно по сравнению с поездом при расстоянии свыше 150 км. Иногда автостоп – единственный способ попасть в пункт назначения, не воспользовавшись дорогим трансфером. Многие туристы-походники используют автостоп как средство добраться до начала маршрута. Для других путешественников – автостоп – это свободное, не привязанное к времени и пункту назначения путешествие. Для них поездка автостопом приносит удовольствие сама по себе, не является частью более значимой поездки.
Любому туристу-походнику полезно опробовать автостоп. Это значительно расширит горизонты и упростит походную жизнь. Хорошо, когда есть выбор, как добраться до начала маршрута, ведь трансфер выгоден только при путешествии большой группой. Отсутствие маршрутного транспорта и денег на трансфер не будет преградой в путешествии. Автостопщик в любой ситуации понимает, что добраться или выбраться откуда-то возможно. В то время как другие скованные люди будут недоумевать, вы сможете уверенно говорить: «Я доберусь куда нужно в срок. Как-нибудь». Это слово «как-нибудь» никогда не смущает автостопщика, это – свобода.
Общее впечатление об автостопе, образе мышления автостопщика и возможной компании вы получили, теперь давайте поговорим о том, как нужно правильно останавливать машину и вести себя.
Как выбрать позицию для автостопа? Как остановить машину?
Для начала нужно выбрать правильную позицию для автостопа.
«Стопить» нужно с широкой обочины, в хорошо просматриваемом месте, где нет запрещающих остановку машин знаков и элементов дороги. Лучше, чтобы это место было после основной дорожной развязки, за населенным пунктом, в месте с невысоким скоростным режимом, подальше от опасных участков дороги.
Если вы попробуете остановить машину в черте населенного пункта, то скорей всего столкнетесь с ситуацией, что почти все проезжающие водители не покидают поселок и сворачивают на ближайшем второстепенном повороте. Возле крупной развязки водители не захотят вас брать, предполагая, что вам будет с ним по пути только до развязки, крупного поворота. Если вы выберите плохо обозримую позицию (возле поворотов дороги, наверху склона и т.д.), то у водителей не будет достаточно времени, чтобы сориентироваться и принять решение об остановке машины. Также водители смотрят на ширину и качество обочины, оптимально, чтобы за вами был «карман» для остановки транспорта. На крупных дорогах невысока скорость машин сразу за населенным пунктом и возле поста ГАИ. Невыигрышные позиции у автобусных остановок, ведь водители предполагают, что вы ждете маршрутный транспорт и пытаетесь уехать быстрее на попутном транспорте за соответствующее вознаграждение. Остерегайтесь опасных участков дороги и не выходите на проезжую часть, лучше стоять за пределами асфальта, что заходит на обочину.
Если пойманная машина везет вас не до конечного пункта назначения, нужно посовещаться с водителем, где вам лучше выйти. Лучше не доехать возможных 50 км, чем оказаться посреди крупного города. Для пересадок лучше выходить на объездной дороге города, при путешествии в горах – лучше выйти в поселке, чем на горном серпантине, начинающемся сразу за ним. Лучше не доехать возможных пару сотен километров, чем оказаться в местности, где водители боятся останавливать машину из-за высокого бандитизма и прочих обстоятельств. Обычно водители, знающие предстоящий маршрут, помогут выбрать хорошо обозримое безопасное место для последующего автостопа.
Останавливать машину можно вытянутой открытой ладонью, либо показывая знак «класс» вытянутой рукой. То есть для автостопа не требуется ничего кроме свободной руки. Некоторые путешественники подготавливаются основательно, делая таблички с надписями нужных городов. Конечно, такой способ оправдан, когда вы стоите буквально на прямой дороге до пункта назначения и хотите доехать до нужной точки, задействуя одну машину. Способ подходит для поездок по крупным трассам, что пересекают множество городов, один из которых – вам нужный. Этот способ отпугивает водителей, что могут подвести вас на меньшее расстояние. И тех, кому не известен нужный вам населенный пункт, хотя они и проезжают мимо него.
Вам нужно понимать, что очень мало водителей едут, размышляя о том, что хорошо бы встретить попутчика. Почти все водители едут «на своей волне», слушают музыку, смотрят на дорогу, абстрагируясь от деревьев и людей на обочине. Водителям отведено всего пару секунд, чтобы принять решение об остановке. Если они задумаются дольше, то проедут мимо автостопщика слишком далеко. Когда машина отъехала далеко, водитель может полениться сдать назад, чтобы подобрать пассажира, да и запрещено движение задним ходом где попало. Поэтому цель автостопщика, чтобы у водителя было как можно больше времени для принятия решения об остановки и соответствующего маневра.
Какими жестами общаются атостопщики и водители машин?
Между проезжающими водителями и автостопщиками еще до остановки машины устанавливается диалог. Есть несколько негласных жестов, что могут использовать водители:
- Круговые движения пальцем – обозначение, что машина «кружится» по населенному пункту, то есть едет на небольшое расстояние и поворачивает, может ехать недалеко вперед на заправку и вернуться обратно.
- Указание пальцем за спину – символ того, что в машине недостаточно места для автостопщиков и их багажа.
- Указание пальцем в какую-либо сторону – показывает, в какую сторону уходит машина на ближайшей крупной развязке либо, что водитель скоро сворачивает с главной дороги на второстепенную, поэтому подбирать кого-либо нерационально.
Есть жест, что может пригодиться автостопщику – скрещенные перед грудью руки, что обозначают, что машине, показавший поворотник, не нужно останавливаться (например, если вы случайно подняли руку перед маршруткой).
Если вы выбрали удачную точку для автостопа, машины остановятся прямо перед вами, возле или чуть позади. Если позиция плохо обозрима, машины могут остановиться на значительном расстоянии, потом, если это возможно, сдать задним ходом. Иногда автостопщики даже не примечают остановившуюся ради них машину до ее сигнала.
Нужно уважать время людей. Если машина, которую вы не «стопили» остановилась недалеко за вами – покажите знак «отбой» скрещенными перед грудью руками. Если водитель машины не понимает или не реагирует – подойдите к нему и уточните причину его остановки. На дороге с интенсивным движением водители могли не разобраться, кому адресовалась поднятая рука, поэтому нужно извиниться и отпустить машину. Кроме того, может оказаться, что остановившееся такси или автобус вовсе не собираются брать с вас деньги за подвоз.
Общение между автостопщиком и попутной машиной короткое. Автостопщик здоровается, сообщается, что путешествует автостопом или без денег, и просит подвести дальше по дороге либо интересуется, не будет ли водитель проезжать нужный населенный пункт. Важно обозначить свой статус автостопщика во избежание возможных недоразумений. Нужно знать не только пункт назначения вашей поездки, но и все города, поселки, на которых нужный вам маршрут совершает поворот. Кроме того, нужно знать название ближайших населенных пунктов и примерное расстояние до точки назначения. Так вы сможете ответить на частый вопрос: «А это где?». Если вы не будете владеть информацией о поселках и километраже, то упустите многие подходящие вам машины. Поэтому в автостопе удобнее иметь на руках небольшую распечатку с картой. По навигатору, смартфону менее удобно ориентироваться при разговоре с водителем.
Водителей перед остановкой нужно информировать о габарите вашего багажа, ведь для большого рюкзака должно найтись свободное место. Поэтому на позиции для автостопа расположите рюкзак непосредственно перед собой. Не нужно класть рюкзаки в сторонке от себя, иначе появление вещей, на перевозку которых водитель не рассчитывал, может его отпугнуть. Он уедет прежде, чем вы к нему подойдете для погрузки.
Водитель распорядится сам, как разместить багаж внутри машины: в багажнике, на полу или на сидениях. Если места в машине мало, придется ехать в обнимку с рюкзаком. Но путешествия бесплатно, вряд ли вас это смутит.
Важно, чтобы ваш проезд не доставил неудобств и неприятностей водителю. Обязательно стрясайте снег перед посадкой в машину зимой, сливайте воду с одежды и зонта в дождь, следите, чтобы не занести грязь. Если рюкзак лежал на земле – стряхните песок и прочее. Аккуратно закрывайте двери, не курите в машине, пока вам этого не предложат, не крошите. Обратите внимание на все острые предметы, расположенные на рюкзаке. Треккинговые и лыжные палки, прочие вещи могут повредить салон, если ими зацепиться. Чтобы поездка была приятной для водителя, нужно следить и за свежестью собственного дыхания, за жаргоном и собственными манерами.
Не забывайте вещи на позиции для автостопа и в попутной машине.
Как одеться автостопщику?
На безопасность и скорость путешествия автостопщика влияет его внешний вид. Крупных по габаритам бородатых мужчин в камуфляжной одежде подбирают значительно реже, чем невысоких бритых парней. Приветствуется яркая одежда, она значительно повышает безопасность и видимость автостопщика. Многие водители готовы подобрать попутчика, но из-за его серой и безликой одежды проезжают мимо, не успев вовремя среагировать. В темное время суток нужно обозначить себя большим количеством световозвращающих элементов. Некоторые автостопщики используют световозвращающие жилеты. Лучше выбирать жилеты тех цветов, что в стране путешествия не задействованы полицией и дорожными службами. Конечно, если вас водитель спутает с гаишником, то гарантированно остановится. Но это не корректно по отношению к водителю, ведь заранее понимая, что вы не сотрудник полиции, а автостопщик, он бы вас не подобрал.
Какой компанией лучше ездить автостопом?
Быстрее всего подбирают одну или двух девушек, а также пару мужчина + женщина. Молодой парень, путешествующий в одиночку также достаточно быстро уедет. «Застопить» машину большей компанией сложнее, но нет никаких ограничений. Можно ездить автостопом втроем с большими рюкзаками и даже вчетвером! Это убеждение лично неоднократно проверено, но все-таки удобнее разбивать компанию на один-два человека.
Обычно участники группы, если их грамотно разделить, прибывают в пункт назначения примерно в одинаковое время. Делить группу на пары нужно исходя из их внешнего вида. С габаритных бородатым парнем лучше поставить девушку, потому что в глазах водителей его образ станет более миловидным и безопасным. Не забывайте, что брать попутчика – это не только рискованно для попутчика, но и для водителя. Он тоже боится бандитов, зэков и прочего неблаговидного народа.
Что делать, если автостопщика долго не подбирает машина?
На некоторых оживленных трассах или наоборот глухих есть риск «зависнуть» надолго. Если ваше путешествие ограничено по времени, нужно предусматривать запасные планы по перемещению, знать расположение вокзалов и железнодорожных станций. У вас должно быть представление о стоимости проезда определенного расстояния. Например, вам известно, что проезд от вашего местоположения до нужного города стоит абстрактных 50 руб. С такой информацией в случае невозможности доехать автостопом в срок, вы будете просить водителей попутных машин и автобусов подвести вас за деньги, но не за общепризнанную сумму (максимальный ценник), а за ту, которой вы располагаете или готовы попрощаться. То есть спрашиваете у водителя, отвезет ли он вас за 30 руб. туда-то. Возможно не с первой попытки, но вы найдете машину, которую удовлетворит ваш низкий ценник. Если составляет сложность остановить машину, «стопьте» ее не открытой рукой, а рукой с деньгами.
Как подготовиться к поездке автостопом?
В автостопе есть особенность – нужно быть всегда готовым. Машина может остановиться в любой момент. В этот любой момент вы должны быть с собранным рюкзаком и без сильных позывов сходить в туалет. Из-за суматошного автостопного движения, неудачных мест пересадки, может оказаться, что вы не сможете сходить в туалет часами. Не стесняйтесь попросить остановиться водителя на заправке по вашей нужде, но такие просьбы в неудачном промежутке дороги могут поубавить оптимизм у водителя.
Всегда, когда вы едите куда-либо автостопом у вас должна быть с собой вода, еда и некоторой запас денег. Есть в чужой машине, если этого не предлагает водитель, неудобно и неопрятно. Также неудобно просить водителя ради вас заехать в магазин. Лучше перекусывать во время очередной пересадки в пути. Место пересадки может оказаться вдалеке от цивилизации и источника воды-еды. Иногда целыми сутками автостопщик не видит магазина, поэтому может рассчитывать только на то, что у него есть с собой.
Не нужно ставить экспериментов, сможете ли вы доехать куда-то вообще без денег, лучше иметь деньги всегда, а использовать их только при необходимости. Актуальность денег особенно возрастает при путешествии автостопом за границей. Молодые автостопщики боятся спугнуть «волну» - быстро подбирающий их поток машин, поэтому могут пересечь границу, заехать внутрь страны и осознать, что у них нет и копейки местных денег, банки все уже закрыты, близится ночь. Такие вещи нужно тщательно контролировать. Лучше въезжать в страну с некоторой суммой местных денег, либо менять деньги на границе, просить завести водителей к обменнику или работающему банку. Вода, еда, деньги, документы – проверяйте наличие этих вещей во время поездки. Храните ценные вещи при себе, а не кладите в багажник.
В поездке на большие расстояния (от 800 км) лучше брать с собой походное снаряжение для сна. Есть вероятность «зависнуть» на трассе и не успеть доехать до нужного пункта до темна. Путешествовать автостопом ночью небезопасно, лучше переночевать и продолжить маршрут утром. Чаще всего ночуют автостопщики в придорожном лесу. Обстоятельства могут заставить остановиться на ночь в неудачном месте: посреди поселка, за заправкой, за отбойником дороги… Даже в самом неудачном месте можно стать так, чтобы, находясь вроде как у всех на виду, быть незаметным. Например, прислонивши палатку плотно к забору или стене заброшенного, промышленного и прочего здания, можно незаметно переночевать посреди города. Удачно найти пустырь или сквер-парк. Вариантов много. Главное не бойтесь.
Для поездок автостопом удобен туристический гамак, потому что его установка более быстрая и незаметная для окружающих, нежели палатки. Путешествия по густонаселенным регионам можно рассчитывать на ночевки в хостелах. Часто водители сами «подбрасывают» автостопщика к месту, где можно переночевать. Иногда водители приглашают попутчика к себе в гости. Собственно, автостоп – это путешествие без плана, поэтому что и как сложится в вашей поездке – покажет время.Среди автостопщиков проводятся встречи-слеты, есть тематические группы для их общения и поиска попутчиков. Общение с единомышленниками значительно ускорит процесс вашего приобщения к автостопу. Кроме того, в тематических группах можно узнать о способах выезда из города на нужную трассу и о скорости и удобстве определенной дороги для автостопа.
Автостопом можно путешествовать почти везде и всегда. Запреты могут быть установлены на крупных автотрассах, где нахождение пешеходов на обочине в принципе запрещено. Автостоп знаком в разной степени во всех странах. Путешествовать бесплатно можно не только на автомобилях, но и на морских судах, иногда на железнодорожном транспорте. Почти никаких ограничений для ваших путешествий!
Пробуйте и не бойтесь автостопа! Поездив по 2-5 странам, преодолев пару тысяч или десятков тысяч километров на попутных машинах вы станете опытными и независимыми путешественниками. С таким жизненным опытом вы никогда не пропадете!