Как перевозить вещи на велосипеде? Ответов много и они разные. Мы ответим на этот вопрос по-своему, рассказом о личном опыте перевозки вещей. Наши идеи помогут вам посмотреть изнутри на поход без багажника и прикоснуться к легкоходству.
Что предлагают вам большинство производителей снаряжения для перевоза вещей на велосипеде? Это велобаулы, объемом от 45 до 120 литров, установленные на багажник. Да, нельзя не согласиться, что большинство «классических» велотуристов со всех стран мира выбирают именно этот способ провоза багажа.
Использование много разных велосумок вместо одного баула на багажнике получает все большую популярность и называется байкпакинг. И это здорово! Ведь проникнувшись идеями легкоходства, путешественник берет меньше ненужных вещей, а значит едет дальше, быстрее и больше может увидеть. Давайте наслаждаться открывающимися перед нами возможностями!
Всегда ли можно обойтись без багажника?
Почти всегда.
Для поездок по Родине или за рубеж, длительностью от двух дней до пары месяцев он не нужен. Конечно, мы говорим о поездках дикарями, с жизнью в палатке, о поездках с каждодневным движением вперед, о поездках летом, осенью, весной и даже зимой. Ведь именно для такого образа путешествия мы выбрали подседельную сумку и ни разу не разочаровались в своем выборе.
Когда же без багажника с баулом не обойтись?
В походах, где предстоит отсутствие цивилизации более чем на неделю, иногда и при меньшем сроке. Согласитесь, даже сложно найти, как это можно забраться с велосипедами в такие дебри, чтобы не встречать ни одного магазина целую неделю. Скорость велосипедиста значительно выше пешехода, как не крути, а магазин где-то в зоне досягаемости. А значит, зачем тянуть на себе припасы еды на весь велопоход, если здесь, в ближайшем магазине, можно всегда пополнить запасы провизии?
Без багажника сложно обойтись и при поездах в пустынной местности, где с водой и дровами большие проблемы, а значит приходится везти на велосипеде воду и топливо на все автономные дни. Осталось выяснить, собираетесь ли вы в такой технически сложный поход. Можно проездить всю походную жизнь на велосипеде, весьма насыщенно, с посещением множества стран и горных массивов и ни разу не столкнуться с необходимостью прикрепить к велосипеду багажник. Собственно, когда мы ехали по пустыням Израиля, увешанные бутылками воды на пару дней автонома - нам не потребовался багажник.
Философия укладывания вещей у нас следующая:
- Все что НЕ нужно сегодня вплоть до вечера лежит в подседельной сумке. Это палатка или гамак, спальник, велочехол, запас еды, теплая одежда на привал, сменное белье и прочее
- Все что может понадобиться в течение дня – укладывается в рюкзак за плечи либо в нарамную сумку (другие велосумки). Это перекус, документы, деньги, водозащита, аптечка, костровые вещи
Что в этом привлекательного? Нет багажника, который вечно ломается и много весит. Нет необходимости снимать груз с велосипеда при погрузке в поезд/автобус и преодолении препятствий. Все вещи лежат на своих местах, нужные – под рукой. Подробнее плюсы и минусы велобаулов и подседельных сумок рассмотрены в статье: «Подседельная сумка или велобаул?».
А теперь давайте рассмотрим каждый элемент нашей экипировки отдельно.
ПОДСЕДЕЛЬНАЯ СУМКА
Первой моей подседельной сумкой были вещи, сложенные в целлофановый пакет и прикрепленные к подседельному штырю кружевной ленточкой. Потом ажурная лента заменилась багажной утяжкой. А со временем появилась настоящая подседельная сумка из ткани. Сумки бывают различного объема (10-35 л). Я для себя выбрала подседельную сумку на 15 литров – этого достаточно, чтобы перевозить зимний спальник, велочехол, теплую жилетку или пуховик, более мне и не надо. Парни в моей компании перевозят больше вещей, поэтому объем их сумок от 25 до 30 литров. Для одиночного путешественника оптимальный комплект вещей в подседельной сумке – это гамак, спальник, велочехол и другие не нужные в течение дня вещи. Для путешествующих компанией в сумку можно разместить: палатку (без дуг), два легких спальника и другие вещи для ночевки.
В подседельной сумки вещи сжимаются, за счет этого хорошо уменьшаются в объеме и компактно размещаются на велосипеде. Расположенная на подседельном штыре сзади сумка не создает никакого сопротивления ветру при езде.
Подседельная сумка позволяет удачно расположить самые объемные в велопоходе вещи. Как расположить оставшиеся вещи зависит от их количества и пожеланий участника велопохода: в рюкзаке или в других сумках на велосипеде.
РЮКЗАК
Рюкзак нужен для перевозки только что купленных продуктов, походной посуды и других жестких предметов. Во многих походах можно обойтись без рюкзака, заменив его на нарамные и нарульные сумки.
Оптимальный рюкзак для походов:
- жесткая выгнутая спина с сеткой, чтобы спина проветривалась. Из-за вентиляции снижается полезный объем рюкзака, но с этим минусом можно мириться. Обязательно проверяйте жесткость спины, сейчас очень много рюкзаков делают такой конструкции лишь для вида. Немного загрузишь рюкзак – спина рюкзака прогнется и станет касаться тела – такой конструкции рюкзак не подходит
- объем 17-25 литров, этого литража на любые поездки хватает
- отделение и выход для гидратора - определенно плюс
- грудная и поясная стяжка – удобно ездить, когда рюкзак жестко зафиксирован на плечах и не перекашивается на виражах. Мне нравятся кармашки на поясе, там живут конфеты
Боковые утяжки рюкзака не только позволяют снять натяжение с молнии и уменьшить объем, но и подвесить что-то снаружи. Например, мы часто подвешиваем кружку, иногда легкую запасную обувь (сандалии), туристическую сидушку.
Загруженный рюкзак в велопоходе не должен весить более 3,5 кг, иначе езда с ним будет вызывать дискомфорт.
Для рюкзака в походе обязательно должен быть чехол. Более того, одежда в рюкзаке укладывается дополнительно в пакеты, потому что от длительного ливня чехол не защищает. Документы и деньги должны находиться в водонепромокаемом чехле - ксивнике.
НАРАМНЫЕ СУМКИ
Для перевоза вещей в велопоходе полезным будет задействовать геометрию рамы велосипеда. В треугольнике рамы размещается обычно сумка для инструментов и бутылка с водой. Но распорядиться этим пространством можно и более продуктивно.
- В мужских МТБ-рамах сумка может занимать все пространство между трубами рамы
- В велосипедах с женской рамой с заниженной верхней трубой нарамная сумка может расположиться выше верхней трубы
- В рамах с одной трубой - ниже трубы рамы
В интернете много предложений различных нарамных сумок, но только пошитая персонально под раму вашего велосипеда сумка в полной мере удовлетворит ожидания и позволит задействовать пространство по-максимуму.
Именно в нарамной сумке стоит располагать все самые тяжелые необъемные вещи: ремнабор, аптечка, костровые вещи, еда на привал, бензин и другие жесткие предметы. В ней может расположиться от 10 до 30 литров багажа (в зависимости от конструкции велосипеда). К сумке снаружи могут быть пришиты дополнительные карманы для мелочевки и бутылки воды.
Чаще всего, загруженная нарамная сумка весит больше любых других. При такой компоновке наиболее тяжелые вещи располагаются максимально близко к земле, что повышает устойчивость и маневренность велосипеда.
СУМКИ НА РУЛЬ ВЕЛОСИПЕДА
Руль велосипеда отлично подходит для перевозки габаритного жесткого багажа. Оптимально, чтобы вес, приходящийся на руль, не превышал 3,5 кг. Получается, что на руле можно перевозить палатку или туристический коврик и прочие вещи.
<h3Туристический ковер в велопоходе может крепиться к рюкзаку или подвешиваться на руль велосипеда, ведь по длине коврик и руль практически одинаковые. К рулю коврик может крепиться за рога либо в середине руля с двух сторон, между установленным оборудованием.
Самый доступный вариант - примотать коврик к рулю. Для этого достаточно задействовать пару строп с фастиксом или более простые подручные материалы типа лент и веревок. От этого варианта я быстро отошла, размещение коврика в специальном чехле более универсально: ковер не только защищен от грязи и влаги, но и внутри коврика можно разместить какие-то предметы без риска их потери.
Многие годы мы использовали коврик ижевку. Ижевский коврик - это классика любого вида туризма, плохо убиваемый и дешевый ковер. Как плотно ижевку не скручивай, все равно в середине будет пустое пространство. Но это нам и на руку. В сумке под рулем у нас ездит не только коврик, но еще много мелочевки:
- в походе выходного дня - это огурцы, помидоры, лук для перекусов или картошка для стоянки. Достается с коврика все быстро и просто. Иногда в коврике прячутся носки, термуха и другие элементы одежды. Промокание им там не страшно. Вообще, это самый надежный тайник вещей от дождя.
- в длительных походах в коврике живет опять-таки еда. Чаще всего это палка колбасы или бруски сала, порезанные как раз под размеры свободного пространства. Еще могут ездить бутылочки с солью/сахаром, каши, тюбики сгущенки и многое другое! Несомненный плюс, что в эту полость можно положить запаску к велосипеду.
- в любом походе здесь можно расположить дуги от палатки
Сумка на руль для тяжелых вещей
В длительных велопоходах, когда нужно взять с собой много вещей, хорошо выручает нарульная сумка большой вместительности,ведь без нее, просто примотанные к рулю вещи неприятно раскачиваются и перекашиваются. Для серьезных походов лучше выбирать специально созданные для размещения под рулем груза сумки, конструктивно для того продуманные.
Впервые с необходимостью такой сумки я столкнулась в длительном зимнем велопоходе, когда нужно было перевозить 6-местную палатку в то время как подседельная сумка была забита зимним спальником, велочехлом и пуховиком. Нарульная сумка плотно вошла в походный быт с заменой привычного ижевского коврика на коврик Therm-a-Rest с непривычно маленькими размеры. Теперь коврик занимает 1/3 длины руля, все освободившееся пространство можно заполнить другими личными вещами.
Обычно сумки на руль изготавливаются двух типов. Первый - это тканевая сумка, внутрь которой помещаются вещи. Вторая - специальное полотно-крепление, что позволяет подвесить герму с вещами к рулю. Оба варианта хороши.
Руль не нужно перегружать, лучше больше веса сосредоточить в нарамной сумке. Утяжеленный сильно загруженной сумкой руль не будет чутко реагировать на движения, снизится маневренность велосипеда. При движении по асфальту это не так заметно, но на бездорожье отчетливо ощутимо. Так же чрезмерный вес на руле повлияет на работу вилки: воздушные вилки придется подкачать, а масляно-пружинные могут стать чересчур «мягкими».
СУМКА ДЛЯ ВОДЫ
Когда мы готовились к путешествию по побережью моря, то впервые задумались, а как это увезти на велосипеде столько воды, чтобы хватило на несколько дней: утолять жажду и есть готовить. Сперва думали традиционно: литровая бутылка в креплении на велосипеде, бутылки воды в боковых кармашках рюкзака. Но все, что везется на своих плечах - везется трудно. Оптимально воду оставить на раме велосипеда. Так гидратор на 3 литра переместился в нарамную сумку, еще 1,5 литра в бутылке разместились там же. Но не для каждой поездки этого объема воды достаточно.
Решение было найдено. Это сумка для двух 2-литровых бутылок воды, одеваемая на верхнюю трубу рамы велосипеда. Она жестко фиксируется и не мешает крутить педали. В сложенном виде сумка занимает очень мало места. У сумки нашлось сразу же множество других вариантов применения этой сумки:
- <liдля поездки по горам или в странах, где костер палить запрещено, бутылку воды можно заменить на бутылку бензина для жидкотопливника
- перед остановкой на ночевку мы закупаемся в магазине и всю еду скидывали в эту сумку. Оказалось очень удобным так перевозить продукты
- да, туристы, да, спортсмены.. но мы в лес на костерок бывало пиво возили
Кроме того, воду можно крепить с двух сторон на вилке велосипеда, либо заливать в чехол из водонепропускающей ткани Силиконки, что позволит заполнить воде все пространство в отведенной ей сумке.
СУМКА ДЛЯ ПЕРЕКУСОВ / МЕЛОЧЕВКИ
Очень удобно, когда ряд небольших предметов находятся в зоне быстрого доступа руки. Самое удачное место для таких предметов - небольшие кармашки впереди руля. Это могут быть накладные карманы на нарамной сумке или небольшая сумка, крепящаяся за вынос руля.
Я остановилась на уже не новой идеи размещать эти предметы в специальных сумочках, по форме напоминающих бочку. В них можно разместить небольшой фотоаппарат или телефон, чтобы фотографировать на ходу, ловить живые моменты. Для меня, как девушки, очень важно положить в кармашек гигиеническую помаду. Кроме того, батарейки, навигатор, фонарик, очки и прочие предметы тоже удобны для размещения на руле.
Пока на этом мой личный опыт размещения вещей на велосипеде в различных велосумках заканчивается. Не исключено, что со временем список велосумок увеличится, ведь каждый поход диктует свои условия.
Заказать велосумки можно на сайте Malpa.by