Какими бывают складные велосипеды?
При фразе «складной велосипед» большинство представляют стального уродливого ашан-байка, который подходит лишь для тех целей, чтобы ездить от ж/д станции до дачи. На самом деле, складной велосипед отлично подходит для серьезных туристических походов. Эта статья призвана рассеять скептическое отношение к складному велосипеду.
Складные велосипеды бывают абсолютно разными. И тот дачный вариант, с которым вы не раз сталкивались в дизелях – лишь один из видов складных велосипедов. Этот вариант не предназначен для туризма и длительных походов, хотя и на нем можно отправляться в поездки.
Велосипедов существует великое множество, модели, дизайн часто неповторимы и очень интересны. Любой задавшейся такой целью найдет в классе складных велосипедов байк, отвечающий его вкусовым предпочтениям. Нельзя говорить, что «складные велосипеды уродливы», некрасива лишь какая-то модель или расцветка.
Представление о том, что складные велосипеды непременно стальные – устаревшее. Когда все велосипеды были преимущественно стальными, тогда и складники были тяжеленными. Сейчас же,
как и прочие велосипеды, их изготавливают из разных материалов: алюминиевых сплавов и титана. Складная рама может весить ничуть не больше, чем ваша нескладная. Либо разница будет столь незначительна, что вы сможете признать ее право на существование.
Следующее типичное заблуждение касается размера колес велосипеда и посадки на байк. Складной велосипед может ничем не отличается от горного велосипеда. Колеса 26 дюймов (не поверите, даже 29 дюймов!) и правильная туристическая посадка. При туристической посадке спина велосипедиста располагается под наклоном в 45° относительно земли. Седло находится на одном уровне или немного ниже руля. Такая посадка позволяет находиться в седле долгое время, мышцы устают медленнее.
Складные велосипеды выпускаются с оборудованием разного уровня, кроме того, как и любой другой велосипед, складник можно собрать «под себя», именно с той навеской, что больше нравится, соответствует бюджету и сложности поездок.
Поэтому на складном велосипеде можно путешествовать на такие же расстояния, как и на горном велосипеде, можно прокладывать маршруты по такому же ландшафту, можно ехать с такой же скоростью. Они ничем не хуже.
Может показаться, что складные велосипеды менее надежные, чем обычные. Но в данном случае речь может идти лишь о сравнении конкретных моделей велосипедов. Для складных велосипедов разрабатываются и запатентовываются механизмы складывания рамы, что позволяют не разрезать трубы, сохранять конструктивную целостность велосипеда. Надежность высока и проверена десятками лет.
Механизмы складывания различны. Например, рама велосипеда может складываться за счет установленной оси от колеса с эксцентриком. У этих элементов (оси, эксцентрика), как и у другого оборудования велосипеда, есть свой срок службы. Рано или поздно, их придется менять. Но до этого элемент складывания будет работать также надежно и долго, как и любая ось держать колесо. Тряска по горным серпантинам не страшна складному велосипеду.
Все велосипеды Montague имеют запатентованную конструкцию складывания и оснащены полноразмерными колесами 26", модели разделены между несколькими сериями. Велосипед Montague Paratrooper – горный армейский велосипед, разрабатывался специально для десантников армии США, а потом был предложен и гражданскому населению. Велосипеды Hummer также разработаны Montague.
Все это время мы пытались убедить вас в том, что складной велосипед ничуть не хуже МТБ или найнера. Надеемся, что в этом у вас не осталось сомнений, а если есть – вы можете их развеять, почитав отзывы и посмотрев чужие отчеты о горных походах на складном велосипеде.
Теперь давайте поговорим о том, чем же хороши складные велосипеды для велотуристов:
Складной велосипед отлично помещается в багажник автомобиля.
Никакой лишней разборки не требуется, для того, чтобы приехать к началу маршрута на личном автомобиле. Достал с багажника и через 20 секунд можно уже на нем ехать.
Возможность быстро сложить велосипед и уместить на небольшом пространстве автомобиля необходима в любых непредвиденных обстоятельствах. Например, у вас в походе случилась серьезная поломка (колесо сложилось почти пополам, разорвался корд покрышки и т.д.). Передвигаться на велосипеде нет никакой возможности, отремонтировать на месте – не получается. Что в таких ситуациях делают? Ищут способы добрать до дома, веломагазина или веломастерской. Чаще всего приходится стопить попутную машину и добираться на ней до заветной цели. Со складным велосипедом намного проще найти транспорт для эвакуации поломанного велосипеда.
Помимо того, если вы опаздываете на свой поезд и уже не можете «поднажать», у вас будет возможность транспортировать велосипед на попутном транспорте.
Складной велосипед открывает лучшие возможности для путешествий.
С полноразмерным нескладным велосипедом тяжело добираться к началу маршрута и сниматься с него. Возьмем, к примеру, междугородние и международные автобусы. Во многих странах и правилах транспортных компаний прописаны требования к багажу. По ним гарантирована перевозка багажа, что в сумме трех измерений не превышает 180 см. Крупногабаритные вещи допускаются к перевозке только, если есть свободное место в рундуке. Получается, что с нескладным велосипедом можно где-то застрять и не уехать, ведь разобрать до заветных 180 см нескладной велосипед крайне тяжело.
Читайте статью "Как перевозить велосипед в Беларуси", "Как перевозить велосипед за рубежом?"
Складной велосипед позволяет экономить время при поездке.
Процесс подготовки складного велосипеда к транспортировке намного быстрее, чем обычного.
Каждая минута важна при опоздании на посадку.
Возможность быстро складывать и раскладывать велосипед очень полезна при поездке с пересадками. Часто время ограничено для того, чтобы пересесть с поезда на поезд или преодолеть расстояние от ж/д вокзала до нужного автовокзала. Нести зачехленный велосипед с учетом походного снаряжения очень тяжело, а тратить время на его сборку и разборку часто слишком рискованно, ведь можно не успеть на пересадку. Если в группе велосипедистов есть складной велосипед, можно наблюдать картину, как собранный складной велосипед тянет на себе зачехленный обычный.
Складной велосипед позволяет экономить деньги.
У авиакомпаний, железнодорожного транспорта и автобусов свои требования к багажу. Различные модели складных велосипедов в сложенном виде имеют разные габариты. Например, складной велосипед Paratrooper с 26 дюймовыми колесами вписывается в габариты 180 см в сумме трех измерений.
По требованиям российских железных дорог, ручная кладь для бесплатного провоза должна быть не больше 180 см в сумме трех измерений. Получается, что складные велосипеды можно смело везти бесплатно.
По требованиям украинских и белорусских железных дорог, ручная кладь должна быть габаритами до 200 см. Опять-таки в поездах и дизелях складные велосипеды можно везти бесплатно.
Требования авиакомпаний различны. У кого-то любой велосипед можно перевезти бесплатно, где-то только складной, а у некоторых – любой запрещен к перевозке либо только за плату. Приятно оказаться в ситуации, когда велосипед можно перевезти бесплатно, а не платить за него 20-70 евро.
Походы выходного дня и длительные серьезные походы чаще всего начинаются с переездов на каком-либо транспорте. Складной велосипед действительно облегчает жизнь туристу. Если ваша туристическая жизнь часто связана с передвижениями на поездах, автобусах или самолетах – стоит задуматься о складном велосипеде. С ним проще, чем с обычным велосипедом, при этом он может быть таким же удобным, быстрым, прочных и красивым, как МТБ или найнер.
Пробуйте! Поездив с удачной моделью складного велосипеда, вы навряд ли вернетесь к нескладному, а ваши друзья не смогут не отметить его достоинства при транспортировке.
Про другие аспекты выбора велосипеда для велопохода можно почитать в статье "Туристический велосипед".
Помощников в подготовке к велопоходу будет эта статья.