Подготовка к велопоходу

Любой велопоход начинается с идеи. Иногда это идея воплотить свою мечту: выбраться от суетливых будней в лоно природы, чудесно и активно там провести время. Если вы задумались о самостоятельном велопутешествии по Родине или за рубежом, но собственного опыта у вас маловато – прочитайте наши рекомендации, здесь вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы.

Организовать велопоход – это тяжело или просто? Ответ здесь правильный один: организовать поход – это интересно! Процесс организации велопохода порой проходит также захватывающе, как и его реализация. Перед любым походом нужно будет определиться:

  • со сроком его проведения
  • с финансами
  • с точками заброски и выброски
  • с маршрутом
  • с компанией
  • со снаряжением

Также необходима хорошая физическая и психологическая подготовка. Давайте рассмотрим подробнее все эти необходимые пункты.

 

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЛОПОХОДА

Сроки для проведения велопохода

Все мы люди занятые – работа, учеба, семья, дача. Но, тем не менее, время для похода при желании всегда можно найти. Чаще всего задействуются выходные дни. Их достаточно для похода с одной – двумя ночевками. Начинать нужно именно с походов выходного дня, а потом уже можно отправиться и в длительное велопутешествие. Длительные походы получается за счет праздников, переносов предпраздничных дней, отгулов и отпусков.
Если к походной жизни вы уже пристрастились, то самое время начинать считать праздничные дни и их переносы в текущем году. График переносов предпраздничных дней на следующий год утверждается в октябре - декабре и содержит много полезной информации для туристов, особенно для работников с пятидневной рабочей неделей. А вот что именно:

  • Если праздник выпадает на пятницу или понедельник, то походных дней становится трое (с субботы до понедельника или с пятницы до воскресенья), а значит, на это время можно запланировать реализацию какого-то более интересного маршрута
  • Если праздник выпадает на вторник / четверг, то можно взять день за свой счет и путешествовать целых четыре дня (с субботы по вторник или с четверга по воскресенье)
  • Если праздничных дней несколько подряд, то можно на оставшиеся дни рабочей недели взять отпуск за свой счет (или отгулы). Для похода в таком случае может получиться неделя и выходные до нее (9 дней) - это позволит отправиться в длительное путешествие, к примеру, за рубеж. Например, Радуница всегда выпадает на вторник, понедельник до радуницы переносится на неделю вперед (выходные дни - с воскресенья по вторник). Вы пишите за свой счет со среды по пятницу и гуляете с субботы (что была до радуницы) по воскресенье (что будет после радуницы) 
  • Если взять отпуск, примыкающий к празднику или накладывающийся на праздник, то отпуск увечится на число праздничных дней. Если, например, отпуск у вас 25 дней, то начавшись в понедельник, он заканчивается в четверг. Благодаря переносу вы соедините отпуск с выходными днями и сможете поехать в более длительную или дальнюю поездку

Чем больше дней для похода – тем увлекательнее его можно сделать: посетить недоступные в выходные дни места, либо посетить чужие страны. В велопутешествие, длинною в целый отпуск, можно отправляться только хорошо подготовленным велотуристам, желательно иметь за плечами хотя бы несколько недельных поездок. Походы выходного дня не смогут дать вам нужного опыта, что потребуется в такой длительной поездке, они психологически изматывающие. Поэтому реализовать свой походный потенциал можно, разбив отпуск на две части (в некоторых организациях можно разбивать на 3 и более частей). Правильно распланированные в течение года поездки позволяют вам побывать, например, на море или в горах, около 4 раз в году. Финансовые вопросы поездки всегда можно решить

Более подробно технология подбора удачных дней для походов рассмотрена в статье: «Перенос праздников: удачные дни для походов 2017 года»

 

ФИНАНСЫ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА

Финансы для велопохода

У каждого из нас разной толщины кошелек. Но количество финансов значения не имеет, а вот что важно – это уровень комфорта, к которому вы привыкли, и с которым вы готовы мириться. Если желаемого уровня комфорта ваш кошелек не позволяет добиться, то остается приспосабливаться или отказываться от путешествий. Путешествовать можно с любой толщиной кошелька! Надо уметь экономить:

  • путешествовать по Родине или в безвизовых странах
  • путешествовать дикарями, жить в палатках – выбирать те страны, где можно стоять с палаткой бесплатно
  • перевозить велосипед бесплатно, где только это возможно
  • выбирать пригородные поезда, общие или плацкартные вагоны в поездах дальнего следования, ездить с пересадками
  • заранее (4 месяца – год) ловить дешевые билеты для перелета самолетом, просматривать ближайшее аэропорты и даты
  • пересекать, где возможно, границу на велосипеде – так дешевле всего въехать/выехать из страны
  • покупать еду в гипермаркетах, выбирать каши и другие бюджетные продукты
  • набирать воду в колонках или у местных жителей, а не покупать ее в магазине
  • отказаться от посещения мест с платным входом по маршруту
  • покупать походную одежду в секонд-хендах
  • одалживать у знакомых недостающее снаряжение, покупать бюджетное не в ущерб его качеству

Для похода выходного дня не требуется больших денег – только на билеты и еду, если вы не берете ее с дома. Достаточно брать с собой незначительные запасные деньги на случай смены точки выброски, обращения в аптеку.
Для длительного похода деньги лучше откладывать заранее и сумму достаточную для покрытия непредвиденных расходов в виде поломки велосипеда, лечения. Кроме того свое здоровье можно застраховать.

 

ТОЧКИ ЗАБРОСКИ И ВЫБРОСКИ В ВЕЛОПОХОДЕ

Точки заброски и выброски с маршрута

Как только вы определились с регионом для похода, необходимо подыскивать места для заброски и выброски с маршрута. Чаще всего туристы оказываются привязанными к конкретным железнодорожным станциям, и маршрут составляют только между ними. Либо между станцией и своим родным городом. Железная дорога – самый удобный транспорт для путешествия с велосипедом. Междугородние автобусы – не гарантированный транспорт для велопутешественников.

Общие рекомендации:

  • Если сроки похода уже точно известны, то следует позаботиться о покупке билетов. Для междугородних поездов билеты нужно покупать за пару дней. Для международных поездок, особенно летом, либо для любых поездок поездом, выпадающим на праздничные дни, оптимальнее покупать билеты как только они появляются в продаже (за 45-60 дней). Для поездки вам скорее всего потребуется велочехол.

    Найти всю информацию о правилах перевоза велосипеда в различных видах транспорта, о размещении велосипеда в транспорте, о разборе и зачехлении велосипеда можно в статьях: «Перевозка велосипеда в Беларуси», «Перевозка велосипеда за рубежом»

  • Необходимо предусмотреть несколько запасных точек съема с маршрута. Желательно знать расписание транспорта с этой точки маршрута до нужной вам станции
  • Составляйте треки и маршруты с самих точек заброски и выброски (например, ж/д вокзал), чтобы не плутать по городу
  • Просмотрите ближайшие города. Билеты до них могут оказаться дешевле или будет больше рельсов, что позволит доехать до нужного места с пересадкой дешевле и быстрее
  • Если билетов до нужной вам станции уже нет в продаже – продолжайте просматривать их наличие. Возможно, прицепят дополнительный вагон, или кто-то не выкупит зарезервированный билет. Вы можете взять день за свой счет и выехать раньше, либо наоборот укоротить маршрут. Просмотрите наличие билетов с городов по маршруту следования нужного вам поезда. Например, вы едите с Могилева, но билеты на нужный вам поезд есть с Минска, в таком случае до Минска можно доехать на другом транспорте и купить билет на запланированный поезд. Иногда получается купить два билета в тот же поезд, когда нет одного прямого (например, билета от Могилева до Бреста нет в продаже, но зато есть билет от Могилева до Минска и от Минска до Бреста в этом же поезде, просто разные места). Проверьте авиабилеты, их стоимость может оказаться незначительно дороже наземного транспорта. На многие направления по несколько авиарейсов в день, поэтому самолетом вы сможете добраться быстрее до пункта назначения. Также можно поискать автотранспорт до нужного вам города. Главное: не отказывайтесь от путешествия. Ищите выход из ситуации, не сдавайтесь.

 

КАК СОСТАВИТЬ МАРШРУТ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА?

составление маршрута для велопохода

Маршрут для велопохода можно составить самостоятельно или воспользоваться чужим готовым маршрутом. Рекомендуем сервис: www.gpsies.com - он предлагает большое количество веломаршрутов в различных частях мира. По существующим маршрутам можно создавать свои версии либо составить маршрут полностью самостоятельно (от руки или прокладывать автоматически по дорогам). Все треки можно скидывать для навигации в телефон или велокомпьютер с функцией навигатора, или в навигатор, например, Гармин.
Маршрут можно взять с отчетов о велопоходе в нужной вам местности. Обычно к отчетам прилагаются карты, треки, описание местности и фотографии – в таком случае вся нужная информация у вас уже будет.

Полезным будет сервис BikeTravelReports.ru. Это база отчетов о велопоходах на русском языке с необходимыми треками.

Если вы составляете маршрут самостоятельно, то самое важное - готовить маршрут в соответствии со своей физической подготовкой и туристическим опытом. Не пытайтесь перепрыгнуть через голову, в походе вы можете пожалеть о чрезмерности своих амбиций.
Рекомендации для вас:

  • Увеличивайте длительность путешествий и запланированный километраж за день постепенно, избегайте больших перепадов высот (если только это не цель вашего похода). Уточните время восхода и заката солнца – световое время влияет на длительность ходового времени. Изучите климатические особенности региона, погода может значительно отличаться: например, в горах может лежать еще снег
  • В походе выходного дня (ПВД) можно корректировать маршрут в зависимости от направления ветра, например, поменять место старта и финиша местами. В некоторых местностях ветер стабильно дует в одном и том же направлении - учтите это при выборе направления движения
  • В длительных походах нужно размечать маршрут по дням, чтобы примерно ехать по графику. В первые дни нагрузка (километраж) закладывается меньшей, чем в последующие. Также нужно заложить в маршруте дневки для отдыха, примерно раз в пять дней
  • Прокладывать маршрут нужно по хорошо читабельным на картах дорогах, иначе закладывайте больше времени на прохождение маршрута

  • Избегайте военный баз, чаще всего дороги возле них перекрыты. Заповедники и национальный парки могут быть закрытой для посещения территорией или с платным входом.
    Большинство карьеров запрещены для посещения. Не заезжайте за запрещающие знаки и шлагбаумы. Если возле шлагбаума установлен пост, можете уточнить у сотрудников о возможности проезда на закрытую территорию (иногда пускают).
    Прокладывайте маршрут в стороне от промышленных зон, дорог с большим транспортным потоком.
    В ПВД избегайте крупных городов, лучше обогнуть их стороной. Не забывайте о безопасности, трассы – не лучшее место для движения.
  • Территория возле национальной границы страны, может быть отнесены к приграничной зоне. Там особый режим для посещения. Украина: на приграничной зоне проверяют документы (паспорт). Беларусь: для нахождения на приграничной зоне нужна оплаченная квитанция (государственная пошлина за посещение погранзоны) и документ, удостоверяющий личность. Россия: нужен паспорт для оформления пропуска в погранзону. Для иностранцев (в том числе белорусов) – как минимум за месяц подавать документы для получения пропуска. Подробнее читайте в законодательной базе посещаемой страны
  • На особых территориях радиоактивного загрязнения устанавливает контрольно-пропускной режим. Даже если вы случайно (не было знака на дороге) окажетесь на такой территории - вам светит очень большой штраф (в Беларуси от 10 БВ), поэтому на этапе планирования поездки нужно удостовериться, что маршрут не проходит через запрещенные территории (ищите карты территорий, на которых установлен контрольно-пропускной режим, в Интернете)
  • Вносите в маршрут находящиеся по близости достопримечательности
  • Отмечайте запасные места для съема с маршрута, а также места, где можно срезать. Для длительного похода лучше иметь несколько запасных треков
  • Примечайте на карте места для стоянок, это может быть лес, река или озеро либо дешевые гостиницы или хостелы

 

КОМПАНИЯ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА

Компания для велопохода

Компанию для велопохода не всегда просто найти. Бюджет и представление у людей об отдыхе может значительно различаться. Есть пару особенностей:

  • Небольшой компании в походе проще, чем большой в выборе места для стоянки с палатками
  • Все участники группы должны быть примерно одинаковой физической подготовки. Удачно, если участники вместе обкатались в покатушках или в походах выходного дня. Отлично, если в группе подберется хорошо разбирающийся в велосипедах человек, а также человек с медицинскими знаниями
  • Если в велопоходе есть необходимость воспользоваться междугородними автобусами, то количество участников похода оптимально от 2 до 4, иначе большая вероятность что участникам похода придется разбиться на группы и добираться до места старта различными путями
  • Если участники похода не поддерживают вашу идею с ночевками в палатке, и вы друг другу не уступаете, то вероятней всего вы разлучитесь в походе. Поставить палатку невдалеке от гостиницы редко представляется возможность, вы более свободны в темпе и не привязаны к хостелам
  • Если бюджеты участников группы не совпадают, то следует равняться по большинству. Меньшинство в таком случае может отделиться в приготовлении пищи и выборе способа передвижения (ехать плацкартным вагон, когда остальные в купе)

Компанию можно найти на тематических форумах и сообществах, среди друзей, семьи и знакомых.
Между участниками похода можно разделить обязанности по организации поездки, а также нужно разбить вес общественного снаряжения. Общественное снаряжение – это котелок, еда, палатка (если берется одна на несколько участников), некоторые запчасти в ремнаборе и др. Туристы часто скидываются деньгами в «общак» и все покупают из него.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА

Физическая подготовка для велопохода

Каждый участник группы должен комфортно проезжать намеченное количество километров в день по планируемому ландшафту. Кроме того, это расстояние участник группы должен проезжать комфортно несколько дней подряд (у неподготовленных могут возникать проблемы на второй день с болью в пятой точке). А значит, перед походом нужно тренироваться, заодно это и проверка надежности велосипеда. Замена горной местности при тренировках - проезжание большего количества километров, чем намечено в день в горной местности, и тренируйтесь на местных горках. Тренировка должна проходить также в похожих погодных условиях. Если вы наметили велопоход весной по горам (где снег еще может лежать и холоднее, чем снизу), то тренировки нужно начинать ранней весной, когда снег на равнинной местности еще не растаял. В велопоходе сила нужны не только для того, чтобы крутить целый день педали, но и вечером после поездки активничать вокруг костра.

 

СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА

Снаряжение для велопохода

Подобрать все необходимое снаряжение для велопохода вам поможет статьи: «Что брать в велопоход?» и статья «Сумки для велосипеда в походе». На начальном этапе снаряжение можно одалживать у друзей или арендовать.

Можно использовать аналоги снаряжения:

  • Для перевоза вещей - использовать рюкзак на плечи достаточной вместительностью. Если у вас есть багажник, но нет велоштанов, то можно укладывать вещи на багажник и хорошенько привязывать.
  • Летом в жаркую погоду можно путешествовать без палатки, подвязывать над своим ночным местом тент или большой кусок целлофана. Но если вы ночуете возле водоемов или болота, вас за ночь могут покусать комары
  • Спальник может заменить домашнее синтепоновое одеяло, но учтите, что оно пропахнет дымом костра
  • Туристический коврик стоит дешево, поэтому для поездки его лучше приобрести
  • Одежду в своих первых поездках можно использовать городскую: ту, которую вам не жалко и в которой вам удобно
  • Котелок может заменить любая алюминиевая кастрюлька или металлическая кружка с дома
  • Велочехол может заменить скотч и кусок целлофана

Вещи, необходимые в походе нужно заранее отобрать и сложить в рюкзак и велосумки для провоза багажа:

  • все, что возможно - должно быть загружено на велосипед, на плечах перевозятся только легкие вещи
  • в рюкзаке тяжелые вещи укладываются ближе к спине, чем дальше они от спины – тем больше нагрузка на позвоночник
  • вещи, что могут пригодиться в любую минуту – должны лежать сверху, под рукой. Это водо- и ветрозащита, перекус, фонарик, деньги и т.д.
  • чем больше пакетиков вы используете, тем лучше. Не забывайте, что чехол на рюкзаке и любая водонепроницаемая ткань, из которой пошиты сумки для ваших вещей, не дают 100 % -ую защиту от сильного или косого дождя. Лучше аккумуляторы положить в один пакет, документы – в другой (а лучше в водонепромокаемый ксивник), одежду – в отдельный пакет, вложить еще пакет для грязных вещей, для средств гигиены нужен свой отдельный пакет или чехол
  • укладывайте вещи компактно. Например, в миске может ехать пакет от каши, в кружке – банка тушенки. Спальники, гамаки, велочехол и другое могут ужиматься, прессоваться
  • не возите воздух. Содержимое полупустых сосудов можно переложить/перелить в емкости меньшего объема. Пластмассовые бутылки могут сдуваться и скручиваться, а потом восстанавливаться в объеме. Мыло можно класть в пакетик, нет необходимости возить для него мыльницу

Непосредственно перед походом нужно:

  • Проверить состояние велосипеда:
    - подкачать колеса
    - почистить велосипед, если нужно его перевозить без чехла в дизеле
    - смазать цепь
    - подтянуть тросики тормозов, проверить качество переключения передач
    - заменить детали с дефектами
  • Подробнее читайте в статье «Подготовка велосипеда к походу»

  • Проверить комплектацию ремнабора и аптечки
  • О необходимом инструменте в вашем ремнаборе и лекарствах в аптечке читайте в статье «Аптечка для велопохода», «Ремнабор для велопохода»

  • Скинуть треки в навигатор, проверить считываются ли они. Распечатать карты с маршрутом или проверить их наличие
  • Помыться/побриться, чтобы хоть начинать путешествие чистым, постричь ногти девушкам (все равно они поломаются, если длинные)
  • Перед выездом проверьте проездные билеты, деньги, документы и т.д. Соберите еду на перекус и наберите воду в бутылку

 

Эти несложные рекомендации помогут вам подготовится к походу. Подготовка - лишь начало похода, что делать в самой поездке читайте в статье «Реализация велопохода».

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

Все права защищены. malpa.by ©2015
ИП Гурьянов Максим Юрьевич УНН791031413, г. Могилев, ул. Франко 43 +375297474465.
Режим работы: понедельник-пятница – 8:00-20:00, суббота – 8:00-15:00, воскресенье – выходной.
Свидетельство о государственной регистрации номер 79103141 выдано Администрацией Октябрьского района г Могилева.
Регистрация в реестре бытовых услуг № 000000031178

logo-futter-eriplogo-futter-card