велопоход зимой особенности

Ходить в походы можно круглый год! И не только ходить, но и ездить на велосипеде. Зимние велопоходы – экстремальный и очень интересный вид отдыха. Эта статья поможет вам грамотно подготовится к поездкам на велосипеде с ночевками на природе.

Всему свое время. Нельзя отправляться в зимний велопоход без навыков езды зимой на велосипеде и без соответствующей экипировки для сна при минусовой температуре. Давайте поговорим по очереди об этих важных составляющих подготовки к своему первому зимнему велопутешествию.
Тренируйтесь, выезжайте на велосипеде зимой как можно чаще. Ваша цель – чувствовать себя на велосипеде зимой так же комфортно и уверенно, как и в другие поры года. Если зимняя велоезда для вас еще диковинка, почитайте статью: «Езда на велосипеде зимой: как подготовиться?».

Тренировочные зимние выезды за город очень важны:

  • Вы подберете оптимальный комплект ходовой одежды
  • Вы привыкните по долгу быть на улице зимой и закалите организм
  • Вы приобретете необходимые навыки вождения
  • Вы научитесь правильно составлять зимний маршрут
  • Помимо зимних покатушек потребуются также тренировочные ночевки на природе. Благодаря им:

  • Вы подберете достаточно теплую одежду и спальник для сна
  • Привыкните к жизни в условиях постоянного холода

 

Составление маршрута для зимнего велопохода – сложное занятие

зимний велопоход

  • Запланированные дороги могут быть не очищены от снега. Даже дороги местного значения  могут оказаться непроезжаемыми. Лучше всегда иметь несколько альтернативных маршрутов и запасных планов, а также тщательно продумывать запасные точки съема с маршрута.
  • Сложное дорожное покрытие может не позволить проехать запланированный километраж, будьте к этому готовы. В любом случае, свои первые велопоходы зимой лучше проводить недалеко от дома, составлять круговой маршрут от города, либо составлять маршрут, где вперед забрасываетесь на общественном транспорте, а назад возвращаетесь своим ходом.
  • Световой день зимой очень короткий. Иногда всего 6 часов отводится на ходовой день. День нужно задействовать сполна: вставать до рассвета, чтобы выходить на маршрут с первыми лучами солнца. С утра холодно, из-за этого сборы проходят чуть медленнее, но все равно больше можно успеть. Важно становится на ночевку так, чтобы до полной темноты успеть установить палатку.
  • велопоход зимой

    • Из-за короткого светового дня и непредсказуемого дорожного покрытия в походе сложно проехать больше 60 км за день. Однако, при достаточной подготовке и выборе надежных дорог, можно проезжать и 120 км за день. Если маршрут составлен плохо или погодные условия резко изменились, за день можно проехать всего 10-15 км.
    • В зимних велопоходах нужно тщательно следить за прогнозом погоды, но даже в разрез ему ночью могут быть сильные снегопады и большие заморозки. Вчерашняя хорошая дорога может превратиться в снежное поле, по которому вам придется идти пешком, толкая или неся велосипед. Легко в таких поездках не бывает.
    • При температуре с небольшим минусом следует избегать оживленных автодорог. Ведь от тепла машин снег на поверхности дороги тает, попадает на передний переключатель и трансмиссию и замерзает там. Это может привести к невозможности переключения передач.
      За велосипедом следует тщательно следить. Вечерняя мокрая цепь, комок влажного снега на элементах велосипеда – утром это куски льда, что парализуют работу велосипеда. Перед ночевкой нужно выбивать грязь и слякоть, протирать важные элементы, иначе с утра у вас не только передачи не будут переключаться, но и колеса вообще не будут крутиться. Придется брать велосипед под подмышку и нести или обливать велосипед кипятком и очищать от льда важные элементы ножом.
      В то время как автодороги чисты от снега и льда, лесные дороги до поздней весны скованы льдом. По ним ездить интереснее, но опаснее. Весной под коркой льда может скрываться глубокая лужа, будьте внимательны.
    • ночевка зимний велопоход

      • В сухую снежную погоду избегайте длительного пребывания в тепле (в кафе, у палящего костра). Из-за тепла сухой и ранее безобидный снег, находящийся на одежде и обуви начнет таить, в итоге ботинки или одежда превратятся в жесткие ледяные образования.
      • В снежную погоду останавливайтесь на стоянку в придорожных зонах отдыха. Там есть беседки, где можно сесть, спрятать до установки палатки вещи от снегопада, сберегая их от потери в снегу. При высоком снеге вы все равно не сможете отойти далеко от дороги для уединения во время ночевки, поэтому придорожные зоны отдыха - отличный вариант.
      • Зимой можно не привязываться к источникам воды при планировании мест для стоянки. Если есть снег - то он в любом месте может превратиться в нужную воду.

       

      Подбор одежды и обуви для зимнего похода

      одежда для зимнего велопохода

      За время зимних выездов на велосипеде у вас подберется оптимальный комплект одежды, перекрывающий различные погодные условия, вам не будет страшен мороз и ветер. Этот удачный комплект одежды понадобится и в походе. Ходовой комплект одежды нужно будет дополнить одеждой для стоянки и сна.
      Вам будет тепло в ходовой одежде только во время активного педалирования, как только вы остановитесь, тело начнет стремительно остывать. Очень важно переодеться и утеплиться сразу же, как только вы слезете с велосипеда. На стоянках одевается теплая куртка (пуховая или с синтетическим наполнителем), более теплые штаны, носки и теплые варежки.
      Спать в спальнике зимой можно во всей своей одежде, кроме верхнего ветрозащитного слоя. То есть можно спать в термобелье, флисовой одежде, а если спальник недостаточно теплый – в пуховке. На ночь нужно одевать теплые свежие носки. Как и в любом другом походе для сна выделяется отдельная пара носков, которая не используется за пределами палатки.

      одежда для зимнего велопохода

      Очень важно, чтобы ноги оставались сухими. Поэтому носки нужно менять каждый день, иметь запасную пару носков на случай намокания ног во время движения.
      Особые требования предъявляются к обуви. В отличие от городской обуви зимняя походная обувь должна быть БЕЗ меха. Это очень важно. Ведь обувь с мехом в походных условиях не будет сохнуть ночью у батареи, вся влага превратится в ледяную корку и замерзание ног на следующий день неизбежно. Хороший вариант – двухслойная обувь, где внешний слой – качественная кожа, в внутренний – войлочный ботинок с термофольгой. С одетым внутренним слоем без внешнего можно ходить по палатке и даже спать в спальнике.
      Ложась спать вечером, подготовьте обувь к ночевке – широко расшнуруйте шнуровку, чтобы с утра в задубеневшую обувь легко обуться. Положите шнурки вовнутрь ботинка, иначе они могут обледенеть.
      Некоторые туристы предпочитают обертывать обувь в пакет и вкладывать внутрь спальника на ночь, чтобы с утра было комфортнее обуваться. Но, пожалуй, проще потерпеть 5 минут после обувания холодной обуви. Любую намокшую днем одежду можно высушить ночью собственным теплом (если у вас не пуховой спальник). Спите во влажных перчатках, сушите на животе влажные носки и стельки от обуви – все лучше, чем потом весь день мучиться и мерзнуть.
      Даже если одежда сухая, ее можно класть на время сна внутрь спальника, так с утра будет теплее одеваться, а в случае резкого похолодания ночью можно будет без лишних поисков утеплиться.
      Если вы готовите есть на костре, то влажные элементы одежды можно просушить у костра. Следите, чтобы ткань не перегревалась и в ее сторону не летели искры. Если вам горячо держать голую руку на таком расстоянии, как вы сушите вещи – отодвиньте их подальше. Никогда не оставляйте вещи, что сохнут, без присмотра, иначе без потерь редко обходится.

       

      Питьевая вода и приготовление пищи

      питьевая вода зимой

      В зимнем походе вода замерзает при небольшом минусе и отсутствии солнца. Поэтому для потребления воды в жидком виде необходимо брать с собой термос. Необходимый объем – не менее 1 литра на человека. Остальную нехватку жидкости нужно компенсировать во время стоянки утром и вечером.
      Воду можно брать в деревнях, с незамерзших рек, топить лед или снег. Самый неудобный способ – добывать жидкую воду из снега, потому что снег «пушистый», его требуется много для извлечения необходимого объема воды.

      приготовление пищи в походе зимой

      Приготовление пищи зимой более сложное занятие, чем летом. Еду можно готовить на костре (если в местности похода есть дрова) либо на горелке. Дров, как правило, зимой много и их легко собирать, так как древесина сухая, хоть и в снегу. В сухую погоду ветки можно брать как с земли, так и с деревьев. При желании разжечь большой костер можно брать с собой топор и цепную пилу. Чтобы костер лучше разгорелся, очистите на месте кострища снег, положите слой дров, а уже на дровах раскладывайте костер.
      Если вы ходите с горелкой, учтите, что газ бывает зимним и летним. Только зимний газ или горелка на бензине подходят для походов в минусовую погоду.
      Поможет с выбором топлива статья: «Газ или бензин: топливо для похода».
      Зимой не работают многие сельские магазины, что работали летом. Поэтому не рассчитывайте на них и покупайте еду заранее. Зимой требуется больше еды, чем для аналогичной поездки летом или осенью.

       

      Особенности работы техники в мороз

      Вся используемая вами техника на батарейках и аккумуляторах быстро садится на морозе. Поэтому используйте только специальные, рассчитанные на низкие температуры батарейки и аккумуляторы, либо в то время, как фонарик или фотоаппарат не нужен – доставайте с них батарейки или аккумуляторы и кладите в нательный кармашек для согрева. Например специальная зимняя водолазка  имеет карманы по всему телу как раз для размещения батареек и чувствительной к морозу техники. Лучше брать запасные аккумуляторы, чтобы не пропустить удачный кадр из-за капризов заряженной техники.
      Смазка некоторых объективов фотоаппаратов чувствительна к морозам. Почитайте перед походом, следует ли пользоваться определенным объективов в минусовую температуру.

       

      Зимнее походное снаряжение

      зимнее походное велоснаряжение

      Первая зимняя ночевка на природе должна приходиться не в походе, а произойти до него. Вы можете выехать на машине за город, съездить в деревню или на дачу. Главное получить первые впечатления о ночи на морозе и о пригодности собственного спальника для этих целей. Зимние походы – отдых не для всех. Может быть, вы не захотите мириться с теми неудобствами, что для него характерны. Может оказаться, что спальник слишком холодный и вам не удастся в нем уснуть.

      Для походов зимой требуется качественный туристический ковер, например, Therm-A-Rest с показателем термоизоляции не менее 3,4. Если вы остановитесь для изоляции от земли на одном ижевском коврике или еловых ветках, то всю ночь будете топить под собой снег или отогревать промерзшую землю. С большой долей вероятности, вы даже не сможете уснуть, поэтому используйте подходящий под минусовую температуру коврик или берите два ижевских туристических ковра.
      Не забывайте, если вы спите в палатке плотной группой, коврики обязательно нужно класть в внахлест друг друга. Хороша система укладки ижевских ковриков крест-накрест. Подходит для 2-5 человек. Сперва вы кладете 2 или 4 коврика друг возле друга с нахлестом, потом перпендикулярно им кладете второй слой ковров. Важно иметь хотя бы под торсом и пятой точкой два слоя ковров, под ногами хорошая изоляция менее важна.

      зимнее снаряжение для сна

      Зимой нужно использовать теплый спальник подходящего температурного режима. Обращайте внимание на температуру комфорта спальника – в пределах этих показателей или немногим выше-ниже должна быть температура предстоящей ночевки.
      В случае поездки с 1-2 ночевками допускается спать в двух летних спальниках, вложенных друг в друга и во всей имеющейся у вас одежде. Такой комплект поможет вам не окоченеть, но все еще есть шанс не выспаться из-за холода.
      В любых более серьезных поездах лучше использовать качественный спальник типа кокон. Экономить на нем не нужно. Пуховой или с синтетическим наполнителем – вам поможет в выборе статья: «Пух или синтетика в походе?».
      Важна конструкция зимнего спальника – наличие стягивающего капюшона и шейного воротника, широкой теплой планки под молнию.
      Зимний спальник постепенно отсыревает. Если вы комфортно спали в нем первые дни, то на 3-5 день при той же температуре сохранить тепло ночью станет сложнее. Оптимально раз в 5 дней устраивать теплые ночевки для просушки вещей. С большой осторожностью можно просушивать спальник у костра.

      ночь в колыбе

      Палатка для зимних походов должна быть очень просторной, чтобы никакая из ее стенок не касалась спящего. Оптимально использовать палатку со снеговой юбкой, которую присыпают обильно снегом. Так вы будете надежно защищены по периметру от ветра. В палатке на ночь должна быть открыта вентиляция, иначе образуется много конденсата. Для зимы подходят однослойные палатки, ведь конденсат при хорошей вентиляции превращается в легко стряхиваемые капельки льда, а двухслойная конструкция – лишний вес. Палатку нужно хорошо натягивать, чтобы максимально увеличить внутри жизненное пространство. Так как рано темнеет, нужен фонарик для освещения палатки.
      Для зимних велопоходов хороша палатка, в тамбуре или в помещении которой будет помещаться велосипед, ведь стоящий снаружи велосипед может засыпать снегом, его с утра придется откапывать или счищать с него изморозь. Можно на стоящий на улице велосипед накидывать велочехол.
      Место под палатку нужно подготовить: утрамбовать (уплотнить, затоптать) либо очистить от снега. Для этих целей пешие туристы используют лопату. В велопоход брать лопату нерационально, поэтому удалять снег можно ногами или сподручными предметами. Если снега слишком много – можно снять верхний пушистый слой до ледяной корки или утоптать оставшийся под пушняком снег.
      Установка колышков в промерзшую землю – сложное занятие. Удобнее вырубить на месте колышки из толстых веток, они лучше входят в снег и землю, надежнее держат. Установить палатку на чистый лед еще сложнее. Для этих целей можно использовать шурупы с кольцами.

      колышки для установки палатки на льду

      Участие в первых зимних походах открывает горизонты. Многое невозможное становится возможным. Зимние походы увлекают и быстро превращают вас в опытных туристов. Пробуйте новое и не замерзайте!

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

Все права защищены. malpa.by ©2015
ИП Гурьянов Максим Юрьевич УНП 791031413, г. Могилев, ул. Франко 43 +375297474465.
Режим работы: понедельник-пятница – 8:00-20:00, суббота – 8:00-15:00, воскресенье – выходной.
Свидетельство о государственной регистрации номер 791031413 выдано Администрацией Октябрьского района г Могилева.
Регистрация в реестре бытовых услуг № 000000077294

logo-futter-eriplogo-futter-card