Зима и велосипед – вещи совместимые! Можно не закрывать сезон зимой и катать круглый год. Это не только позволит сохранить форму, укрепить здоровье и выносливость, но и разнообразить досуг. Но, впрочем, статья посвящена не тому, что кататься зимой – это здорово. Статья посвящена тем, кто уже решился ездить зимой. Наши рекомендации помогут насладиться зимней ездой на велосипеде в полной мере.
Техника езды на велосипеде зимой
Первое, что вам нужно понять, это то, что техника зимней езды на велосипеде отличается от летней. Вы сильно зависите от дорожного покрытия. На вашем пути могут попадаться лед, снег (рыхлый или с настом), слякоть и лужи. Иногда ехать легко, иногда опасно, иногда сложно, иногда невозможно.
Зимой противопоказаны резкие повороты и резкое торможение. На льду вообще лучше не касаться тормозов и никак не наклонять велосипед, очень плавно поворачивать руль велосипеда. Зимой задействуются чаще низкие передачи, особенно при движении по сугробам.
На некоторых участках сложно разогнаться выше 7 км/ч. Зимой езда медленная и осторожная, поэтому приходится закладывать больше времени на привычный маршрут. Стоит учесть и то, что зимой короткий световой день.
Во время езды передний переключатель, тросики и элементы трансмиссии могут забиваться жидкой грязью и талым снегом. Все это при минусовой температуре поверхности дороги замерзнет, переключение скоростей станет невозможным. Перед длительными стоянками нужно счищать грязь. Лучше в небольшой минус избегать оживленных автодорог, на них сосредоточена слякоть и грязь, в то время как сельские, лесные дороги и тротуары покрыты замерзшим снегом и льдом.
Остерегайтесь обочин дорог, там очищенный с дорог снег тает и снова замерзает, образуя жесткую смесь дорожной грязи и льда. Заезжать на такие участки очень опасно, ведь неровности сложно разглядеть, а из-за них можно вылететь под колеса автомобиля. Лучше ездить по тротуарам, а за пределами города – по асфальту возле опасных обочин. Если вас обгоняет машина, не съезжайте на обочину во избежание скольжения на льду. При гололеде от поездок по проезжей части лучше отказаться. По ПДД запрещено движение на велосипеде в гололедицу и снегопад.
Не бойтесь падать. Очень сложно откатавшись зиму на велосипеде, ни разу не упасть. Падения для многих велосипедистов становятся привычными и даже ежедневными. При небольшой скорости падения в одежде и перчатках проходят без каких-либо последствий. Важно научиться выравнивать равновесие при возможном падении, выпрыгивать с велосипеда при невозможности выровнять равновесие либо соскальзывая, плавно ложиться на лед.
Зимой светлое время суток очень короткое, поэтому при каждом выезде проверяйте наличие заряженных фонарей красного заднего и переднего белого света. Хорошая видимость – залог безопасности.
Как только поездите зимой пару дней, прочувствуете все особенности зимней езды, быстро приобретете необходимые навыки. Возможно, первое неудачное падение сбавит желание ездить зимой, но не сдавайтесь, вскоре вас ничего не будет страшить.
Подготовка велосипеда
Если вы не заканчиваете велосезон с приходом заморозков, лучше хранить велосипед в прохладном месте – в гараже, на закрытом не утепленном балконе, на закрытой лестничной площадке. Так можно избежать многих проблем, возникающих при резком перемещении велосипеда из холода в тепло.
Езда на велосипеде зимой негативно сказывается на всех элементах ходовой части велосипеда. Особенно разрушительна соль, которой посыпают дороги. С этим несложно мириться, мы подскажем как избежать лишних затрат.
Чем меньше на зимнем велосипеде различных частей и подвижных узлов, тем дешевле и проще пройдет ваша велозима.
Поэтому для зимней езды нужно выбирать простые велосипеды, без амортизаторов. Если у вас велосипед с дорогой навеской, лучше приобрести б/у детали более низкого класса для зимней езды, либо установить на велосипед свои старые сношенные детали, что еще функционируют.
Нужно поставить жесткую ригидную вилку либо установить вилку более низкого класса, которую будет не жалко. Также можно поставить старую трансмиссию (звезды и цепь).
Если вы решили ездить на велосипеде с дорогой навеской, которую жалко, то не ленитесь ее чистить и протирать до суха после каждой поездки. Регулярно чистите цепь, и смазывайте механизмы по мере необходимости. Смазку для цепи выбирайте более густую, так она дольше будет вымываться из звеньев.
Дисковые тормоза предпочтительнее в зимних условиях. Стандартные ободные тормоза плохо останавливают велосипед, будучи мокрыми и обледенелыми. При этом они «съедают» обода колес.
Счищайте с тормозных дисков и ободов колес снег и следите, чтобы они были сухими и чистыми во время хранения велосипеда между поездками.
В период слякоти важно устанавливать крылья на велосипед, чтобы чувствовать себя комфортно.
Нужно ли шипованные покрышки для велосипеда зимой?
Использование зимней резины обязательно для автомобилистов, но нужна ли она велосипедисту – решает каждый сам для себя.
Зимняя резина шипованная – оснащена металлическими шипами, равноудаленными друг от друга. Бывает 2-5 рядной. На такой резине можно без проблем ездить по льду и снегу.
Не стоит заблуждаться, что использование шипованной резины предотвратит падения райдера, она просто снижает риск падения и облегчает маневренность. Вы все равно будете падать на льду, просто реже или при других обстоятельствах, чем раньше.
Выбор между шипованной и обычной резиной зависит от предстоящих маршрутов:
- При езде по чистому льду (по ледяной поверхности озер и рек) без 4-5-рядной шипованной резины сложно обойтись, иначе колеса будут иметь плохой контакт с поверхностью льда, и легкий боковой ветерок сможет повалить вас.
- При движении по городу и за его пределами без шипованных покрышек можно обойтись. Просто приноровиться плавно поворачивать, очень плавно тормозить, объезжать опасные участки, научиться безопасно падать
Всего пару дней-недель за зиму шипованные покрышки в городе – необходимость. Это период, когда поверхность дороги покрыта льдом: днем держится плюсовая температура, а ночью подмораживает. Сложно ехать с утра, а к обеду снова безопасно. Бывает, что ледяная корка держится пару дней, не тает, не присыпается снегом, ее не отбивают и не посыпают. В опасный гололед лучше воздержаться от поездок на велосипеде.
Двигаться на шипованной резине вне льда труднее, чем с простыми покрышками: меньше накат и велосипед тяжелее. Кроме того, шипы стачиваются об поверхность асфальта и плитки. Получается, что идеальным было бы ехать по утрам, а также в гололед на шипованной резине, а после обеда и в другие дни – на простой. Находить время на частую перебортировку колес – не веселая задача, поэтому многие велосипедисты выбирают что-то одно: проездить всю зиму на простых покрышках или шипованных.
Какую бы резину вы не выбрали, убедитесь, что ваши покрышки обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью. Если вы не довольны работай шипованных покрышек, можно попробовать уменьшить давление в камерах колес. Из-за пониженного давления в камере, пятно контакта покрышки с дорогой увеличится и захватит больше рядов шипов.
Зимнюю резину для велосипеда необязательно покупать, ее можно сделать самостоятельно. Почитайте статью «Шипованные покрышки для велосипеда своими руками»
Зимняя одежда для езды на велосипеде
Среди велосипедистов, не боящихся зимы, популярна поговорка: «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда».
При выборе одежды для длительной зимней прогулки на велосипеде нужно соблюдать важные правила. Во-первых, нельзя одеваться очень тепло. Именно здесь многие новички допускают ошибку. Оденетесь слишком тепло и начнете потеть, пропитанная потом одежда будет плохо сохранять тепло тела, вы замерзнете. Нужно одеваться так, чтобы чувствовать прохладу в первое время движения. Вскоре вы разогреетесь, и тепловой баланс будет достигнут. При длительных стоянках обязательно накидывайте на себя теплую одежду, потому что стремительно будете остывать.
Во-вторых, нужно соблюдать принцип многослойности. Несколько тонких слоев одежды лучше, чем один толстый. Использование принципа несколько слоев в одежде дает наибольшую гибкость и позволяет комфортно чувствовать себя во время всей велопрогулки.
Нижний слой одежды должен оставаться сухим. С этой задачей отлично справляется термобелье из 100% синтетики. Термобелье из натуральных материалов будет впитывать влагу, что приведет к более скорому замерзанию. Подробнее про свойства и использование термобелья можно почитать в статье: «Как выбрать термобелье?», "Х/б или синтетика в походе?".
В качестве среднего, утепляющего слоя удобно использовать одежду из флиса. Флис сохраняет тепло, отводит влагу, быстро сохнет, греет, будучи мокрым. Почитать подробнее о материале флис можно в статье «Флис – все о ткани». Как правило, даже в сильные морозы не возникает необходимости в теплой куртке при движении на велосипеде. Вместо этого используется несколько слоев одежды из флиса.
Наружный слой одежды ветро- и влагозащитный. Для зимы хорошо подходит одежда из мембранной ткани. Если вы готовы потратиться на зимнюю экипировку, обратите внимание на такие дорогие и качественные материалы, как Gore-Tex, Windstopper и прочие.
Полный комплект для зимней езды следующий: термобелье + флис (его аналоги) + ветрозащитная куртка
Важна конструкция верхней одежды:
- наличие световозвращающих элементов
- удлиненная спина, лучше со специальной юбкой сзади, при опускании которой куртка полностью закрывает попу
- удлиненные рукава, чтобы закрывали запястья при вытягивании рук. Оптимально, чтобы степень прилегания манжетов рукава регулировалась
- вентиляция на подмышках (на спине зимой не нужна)
- регулируемый капюшон, чтобы при повороте головы не нарушался обзор
Держите голову в тепле – через нее остывает все тело, использовать головной убор нужно обязательно. Это может быть бафф или подшлемник, или теплая шапка.В морозные влажные и ветреные дни нужно закрывать лицо маской или балаклавой. Это не только согреет лицо и защитит от обветривания, но и предотвратит появление более серьезных повреждений кожи от воздействия мороза и ветра. Для велоезды лучше подходят не шарфы, а баффы или снуды, оптимально – флисовые. Дополнительно утеплить колени можно с помощью согревающих велосипедных наколенников .
Зимой часто используются очки, ведь сильные ветра – привычное дело. Лучше выбирать горнолыжные маски и прочие очки с подкладкой из поролона. Такая подкладка изолирует лицо от оправы очков. Так же немаловажно, что бы очки не запотевали при интенсивных нагрузках. Для этого в очках предусмотрена вентиляция.
Перчатки зимой обязательны. Даже при сильных морозах в горнолыжных или пуховых варежках будет жарко. Предпочтение следует отдавать более легким моделям, например, флисовым. Оптимально брать на прогулку несколько пар перчаток: толстые-теплые и рукавицы полегче.
Удобны для езды на велосипеде рукавицы, напоминающие клешни лобстера. Они имеют три пальца: один для большого пальца и два отдела для остальных. В зависимости от конструкции монеток, указательный палец должен быть отделен от остальных или в каждом отделе перчаток располагаться по два пальца. В трехпалых перчатках руки остаются в тепле, при этом нужные пальцы сохраняют высокую подвижность. Помимо сохранения тепла, перчатки должны защищать руки от ветра в ветреную погоду. С этой задачей справляются перчатки из более дорогих материалов, либо наверх обычных тонких перчаток надеваются верхонки. Благодаря верхонкам на рукавицы можно комфортно чувствовать себя при переменной погоде, в зависимости от внешних условий снять лишний слой или утеплиться.
Кроме того, существуют специальные рукавицы на руль велосипеда (погги). Они зафиксированы на руле, не мешают переключению передач и нажатию тормозных ручек, руки продеваются внутрь рукавиц и защищены от всех неблагоприятных условий.
На обуви экономить нельзя. Нужно выбирать качественные ботинки с нескользящей рельефной подошвой. Дорогая обувь идет с гортексом, ноги в ней хорошо "дышат". Оптимально, чтобы обувь была на размер больше. Так ботинки можно будет одеть в теплых носках.
Для недлительных поездок подходят несколько тонких носков. Для длительных поездок лучше флисовые носки.
Кроме утепления ног изнутри, их можно утеплять снаружи. Для этих целей использую утепленные велобахилы. Особенно актуальны велобахилы при езде в контактной обуви не по сезону.
Защитят ботинки от попадания в них снега гамаши.
Питание во время зимней езды на велосипеде
Зимой очень важно сытно питаться и часто потреблять жидкость.
Из-за низкой температуры может показаться, что вы не обезвожены. Не забывайте, что при нагрузке вы теряете много жидкости, и ее количество нужно восстанавливать. Поэтому даже если не хочется, регулярно пейте воду.
Обычно при температуре до минус шести градусов можно возить бутылку с водой. Вода при большем минусе начинает замерзать, поэтому лучше брать с собой хороший термос.
Питание имеет ключевое значение. От еды зависит количество энергии и выделяемого тепла телом. Без должного питания вы не сможете согреться. Обязательно регулярно и достаточно сытно питайтесь, зимой нужно ощутимо больше еды, чем для аналогичной поездки летом.
Наши рекомендации подходят к концу. Если вам понравится кататься на велосипеде зимой, можно попробовать съездить в зимний велопоход. Почитать про особенности подготовки к зимнему путешествию можно в статье: «Велопоход зимой: особенности».