Велосипед без чехла
Собранный велосипед можно перевозить только в поездах, в составе которых есть багажные вагоны или багажные купе. Сейчас такие вагоны предусмотрены лишь на 8 маршрутах поездов. Если в вашем поезде такого вагона нет – в багажном отделении вокзала предложат другие варианты перевозки, но байк прибудет в пункт назначение в иное время, чем вы.
Услуга перевозки багажа не доступна на мелких станциях, что не производят операции по сдаче/выдаче багажа. Багажные отделения предусмотрены на 8 станциях Беларуси: Минск, Орша, Барановичи-Полесские, Брест, Жлобин, Гомель, Могилев и Витебск.
Велосипеды для перевозки принимают в упакованном или неупакованном виде, однако есть риск найти на неупакованном байке свежие царапины. Процедура организации такой перевозки достаточно сложна: нужно побегать в разных направлениях, заполнить бумажки, дождаться рассчетов. Поэтому, если у вас нет велочехла, то разберите и упакуйте велосипед в подручные материалы (пакеты, скотч). Лучше забрать велосипед с собой в вагон поезда.
В тоже время, если вы едите большой компанией от крупной станции до крупной станции - удобнее купить место в багажном вагоне. Так вы и другие пассажиры сможете ехать с большим комфортом. Можно на один билет перевезти сразу несколько велосипедов. Главное не количество, а общий вес - не более 200 кг..
ЦЕНА: высчитывается по фактическому весу велосипеда и прочих вещей, дополнительно нужно платить за бланки, за взвешивание багажа, бирку для багажа, хранение, если багаж едет не вашим рельсом и др. Поэтому уточняйте в багажной кассе.
Велосипед в чехле
Зачехленный разобранный велосипед можно перевозить в любых поездах белорусского формирования.
Для бесплатного провоза сумма трех измерений (длина + ширина + высота) велосипеда не должна превышать 200 см. Большинство велосипедов с одним снятым колесом более габаритные, но на это обстоятельство кассир-контролер может закрыть глаза. Поэтому ради экономии времени снимайте только одно колесо с байка и пакуйте его в чехол. Возникнут претензии у персонала поезда - снимите второе колесо. Если остановка короткая - вероятнее всего вас пустят в поезд с велосипедом любых габаритов при условии, что внутри вагона вы приведете его габариты в норму. Поэтому все, что вам нужно - иметь чехол и инструмент для разборки велосипеда. Действовать будете по обстоятельствам. Не хотите вступать в диспуты с проводником? Сразу же досконально разбирайте велосипед, чтобы он вписался в 200 см по габаритам. Не хотите платить за велосипед, при этом не хотите мучаться с его разборкой? Купите себе складной велосипед для петешествий.
Где размещать зачехленный велосипед в поезде?
- На третьих багажных полках. Оптимально класть велосипеды на две третьи полки сразу, поперек: задним колесом на одну полку, вилкой - на противоположную полку. Особо придирчивые проводники могут указать, что велосипед должен помещаться на одной багажной полке. Поясните проводнику, что положили так сугубо в целях безопасности пассажиров, ведь в таком положении риск его падения практически равен нулю. В зависимости от типа вагона, в одну секцию поезда помещается от 1 до 4 байков (если нет перегородок - задействуется боковая багажная полка). Возьмите с собой на всякий случай багажную резинку. Возможно конструкция багажной полки в вашем поезде позволит зафиксировать велосипед.
- На своей верхней полке в плацкартном вагоне или купе (на месте для лежания/сна). Имея билет на верхнюю полку в вагоне, вы можете сидеть внизу, чтобы пользоваться столиком. Пассажир с билетом на нижнюю полку может спать на ней только с 21.00 до 07.00, в другое время - лишь с вашего согласия. На второй полке можно размещать велосипеды и в общем вагоне
- Если вы едите вдвоем в плацкартном или купейном вагоне, можно разместить велосипед на выбор на одной из своих полок
- Если вы едите компанией и выкупили билеты на всю ячейку в вагоне, можно разместить байки также в ногах, на месте сложенного столика
- Велосипеды можно разместить в тамбуре, что в конце вагона (в этом тамбуре двери на улицу не открываются, раньше тамбур служил местом для курения). Располагать багаж там можно только при наличии согласия проводника (чаще всего начальника поезда), так как это запасной выход. Транспортировка байков в тамбуре удобна, но они остаются на долгое время без какого-либо присмотра
ЦЕНА: бесплатно. Если проводник или начальник поезда проверят габариты разобранного велосипеда, он будет больше 200 см в сумме трех измерений. Если вы не сможете дополнительно разобрать велосипед на месте - придется купить для велосипеда билет по той же цене, что вы заплатили за свой проезд.
Как сэкономить, если габариты велосипеда превышают 200 см?
Если вы едите группой велосипедистов, купите билет для негабаритного багажа массой до 50 кг, который будет размещен на пассажирском месте. Сделайте из 2-3 велосипедов один моногруз, весом до 50 кг. Удобнее всего велосипеды заносить внутрь вагона по отдельности. Внутри поезда на отведенной полке сформировать единый груз (составить зачехленные велосипеды, обмотать скотчем или завернуть в тент, иную ткань). Важно, чтобы все велосипеды смотрелись как единое целое, иначе за каждый велосипед придется заплатить по отдельности.
Рекомендации: ДО ПОЕЗДКИ С ВЕЛОСИПЕДОМ В ПОЕЗДЕ
- Не покупайте билеты на длительные расстояния в купейные вагоны. Отделение для ручной клади в них неудобное по размерам: поместится лишь один велосипед. При передвижении в дневное время суток в купейном вагоне покупайте билет на верхнюю полку и размещайте на ней свой байк. При необходимости на ночь можно разместить один из велосипедов в проходе между нижними сидениями, если другие пассажиры согласятся. Оптимальные вагоны для перевозки – это общие и плацкартные
- Планируйте поездку заранее. Выбирайте места ближе к выходу из вагона, чтобы не пришлось нести тяжелый чехол через весь салон. Обратите внимание, что в первой ячейке боковые места заняты под складирование белья, а в последней ячейке одна из полок закрыта перегородкой и короче на 15 см
- Лучше покупать билеты с таким расчетом, чтобы велосипеды размещались в вашей ячейке на третьей полке. Иногда возникает необходимость располагать их в чужих ячейках, не все этому рады:
- с велочехлов может сыпаться песок при помещении их наверх
- капать вода после езды под ливнем или по сугробам
- байки закрывают свет над сидящими
- многие люди боятся их падения
- в общих вагонах на третью полку люди могли уже поставить свой багаж
- На крупных вокзалах, при необходимости, можно воспользоваться услугами камеры хранения. Зачехленный велосипед можно хранить там за небольшую плату (как крупногабаритный багаж)
Рекомендации: ПЕРЕД ВХОДОМ С ЗАЧЕХЛЕННЫМ ВЕЛОСИПЕДОМ В ПОЕЗД
- Перед зачехлением снимите с руля фонарик и другие сильно выступающие на нем аксессуары, они или их крепление может поцарапаться или сломаться
- Небольшие сумки можно не снимать. Не рекомендуем пытаться заносить велосипед с неснятыми велоштанами (если вас конечно впустят): маневрировать на узких коридорах поезда сложно, а грузить на третью полку – тяжело
- Подготовьтесь к посадке в поезд заранее: узнайте путь, платформу, откуда будет нумерация поезда и где остановка первого вагона. Если вам удалось высчитать местоположение вашего вагона достаточно точно – можно приступить к зачехлению велосипеда
- Не торопитесь чехлиться. Если вы прогадаете с местом остановки вашего вагона, то придется все это расстояние пронести велочехол на своих плечах. Оптимально дождаться остановки поезда, подъехать к своему вагону и уже у самых дверей разбирать байк. Если остановка поезда составляет более 5 минут – для опытных велопутешественников этого времени на все действия достаточно. Для новичков на зачехление велосипедов лучше отвести не менее 20 минут
- Пропустите других пассажиров перед входом в поезд. Неся и забрасывая велочехол на третью полку, вы можете создать настоящую пробку
- Если остановка поезда более короткая, чем вам необходимо затратить времени на зачехление велосипеда, то оптимально расспросить сотрудников станции или уточнить у попутчиков из местных жителей, где примерно будет располагаться ваш вагон. Чехлитесь заранее, быстро идите к вагону и машите проводнику - поезд без вас не уедет. Если байков несколько и всех их необходимо разместить в одном вагоне – сперва заносите все велосипеды в поезд, потом занимайтесь их расположением. Удачное место для временного размещения багажа – свободное пространство напротив купе проводника и тамбур вагона
Рекомендации: ПОГРУЗКА ВЕЛОСИПЕДА В ПОЕЗД
- Заносить велосипеды в поезд удобнее, если один человек подает багаж снизу, а второй в поезде принимает его. Нести по вагону поезда также удобнее вдвоем (один за руль держит, второй - за заднее колесо или седло)
- Перед размещением велочехлов подготовьте третьи полки: снимите оттуда матрасы, попросите других пассажиров переложить свои вещи
- Если вагон нового типа и полки закрыты перегородкой со стороны прохода:
- внесите велосипед в купе
- положите его целиком на одну третью багажную полку
- разверните на 90 градусов, чтобы байк лег на две полки
- Если полки не закрыты со стороны прохода:
1) Если вас двое:
- станьте в проходе вагона сразу на две нижних полки (с обоих краев от своей ячейки)
- одновременно занесите велосипед вверх и положите поперек на третьи полки
- подвиньте его дальше, к самому окну
2) вы один. Попросите о помощи пассажиров, если помощников не нашлось, то:
- опустите вторые полки, освободите их с краю от вещей
- занесите велосипед вверх и положите на вторую полку - теперь станьте обеими ногами на нижние сидения в своей ячейку и поднимите байк на третью полку (высокие парни могут выполнять в одно действие заброс даухколесного друга на третью полку)
- подвиньте ближе к окну
- Лучше класть велосипед на левый бок, чтобы случайно не повредить задний переключатель
- Уложенные по нашей рекомендации велосипеды достаточно жестко лежат на багажных полках, однако следует иногда проверять, не начали ли они съезжать
Рекомендации: ВЫХОД ИЗ ПОЕЗДА С ВЕЛОСИПЕДОМ
- На станции прибытия пропустите всех пассажиров и выходите вслед за ними. Если это не конечная станция для поезда – постарайтесь организовать выход оперативное, чтобы проводница не начала запускать новых пассажиров вам навстречу
- Если остановка поезда на нужной вам станции длится всего пару минут – подготовьтесь к выходу заранее. Посмотрите на расписание поезда, как только он проедет последнюю станцию до нужной вам остановки – приступайте к активным действиям:
- уточните у проводника, в какую сторону будет выход
- можно вынести до пяти велочехлов в тамбур, сдвинув их к не отрывающейся двери. Еще один можно поставить напротив купе проводника
- велосипеды можно снять и поставить на свободные сидения. Также можно попросить других пассажиров временно пересесть или потерпеть небольшие неудобства, связанные с вашим выходом
- Сносить велосипеды удобнее, когда один человек ожидает внизу, а второй подает ему груз сверху