АРМЕНИЯ:
в лучах солнца
Описание маршрута:
Даты: 18-25 декабря: 5 ходовых дней, 2 дня на достопримечательности
Южная вершина горы Арагац, Ереван, Хор Вирап, Гюмри
Посмотреть реализованный маршрут по зимней Армении в новом окне
Длительность пешеходной части - около 52 км
Максимальная высота - 3 879 м
Участники: Инна (Innerria), Максим (Lump) и Антон (Moro)
Армения покорила своими горными видами и добродушием местных жителей. Эмоции переполняли все ходовые дни. Поездка в эту страну получилась действительно интересной и запоминающейся.
Поездка состояла из двух частей: горного похода на самую высокую гору Армении – южную вершину горы Арагац и посещение достопримечательностей Еревана и его окрестностей.
Компания подобралась небольшая – трое путников, большей компанией автостопом не поездишь)
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОТОРАССКАЗ
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Для начала я вам хочу рассказать про саму страну Армению. Это не очень популярное для туризма направление, хотя у страны множество достоинств. В первую очередь речь идет о горах, погоде, архитектурных памятниках и хороших местных жителях.
Горы
Армения – высокогорная страна, почти вся находится на высоте более 1000 м. Благодаря этому, летом не сильно жарко, а зимой умеренно холодно. Многие хребты страны идут на высоте 3000 м.
Самая высокая гора страны – Арагац. У нее 4 вершины (Южная 3879 м, Северная 4090 м, Западная 4007 м и Восточная 3916 м), между вершинами находится кратер вулкана.
Южная вершина самая простая для восхождения – летом ее покорить может любой желающий в хорошей физической форме. Именно на нее мы и пошли.
Для восхождения необходимо приехать в село Бюракан и подняться к озеру Кари, что находится на высоте 3200 м. Оттуда за один день, как летом, так и зимой, можно подняться и спуститься с вершины Арагац.
Летом у озера работает кафе, открыт отель, санаторий. Зимой же на озере у подножья Арагац живет всего 4 человека: 2 – на метеостанции и 2 – на научной станции (научная станция по изучения космических лучей Ереванского физического института). Раз в 4 месяца у сотрудников станций пересменка – на Буранах (снегоходах) приезжают новые обитатели научных центров. В это же время привозят им провизию. Во все другие промежутки зимой никакого подобия дороги на Арагац нет.
Погода
Очень яркое отличие Армении – это большое количество солнечных дней в году (около 325). Вы просто можете купаться в лучах солнца и загорать зимой. Зимнее небо без единого облачка – это мечта беларуса.
За зиму в районе горы Арагац выпадает около 6 метров снега. Сильные ветра разносят его по округе. Поэтому на высоте может лежать всего один метр с настом.
Зима в горах длится с ноября по июль. В мае спец. машины открывают дорогу от села Бюракан до научной станции, образуя в высоту 2-3-метровый коридор из снега.
Озеро Кари на высоте 3200 м открывается от льда только в начале июля.
На вершинах Арагаца часто гуляют сильные северные ветра круглый год, бывают обильные снегопады, град и непогода летом.
Мы спрашивали у начальника научной станции, который наблюдает за Арагацем вплотную уже 8 лет о том, в какое же время гора лучше всего ходить на Арагац. Он затруднился ответить. В начале августа - самая благоприятная погода, зимой график хороших дней всегда сдвигается. Обычно туристы ездят с марта по май – поднимаются до озера на арендованных снегоходах. Но конец ноября – начало декабря – тоже неплохое время для походов.
Местные жители
В мае этого года, мы путешествовали по Грузии. В Грузии много хороших людей, но самые теплые воспоминания остались о том, как мы гостили в Батуми у армянина Артура. Именно тогда у меня уже сложился позитивный портрет о жителях Армении. За поездку по стране, моя оценка о армянах нашла подтверждение во многих других живых примерах. Если в отчете по Грузии я упоминала про некоторую двуликость гостеприимства грузин, то во время похода по Армении у меня таких впечатлений не возникало.
Мы ездили автостопом очень быстро и легко. Многие водители подвозили нас дальше, чем было им по пути. Те люди, с кем случайно свела нас судьба были очень добры к нам, угощали и не ждали ничего взамен.
Конечно, как и в любой другой стране, в Армении есть навязчивый сервис. Продавцы лавочек и кафе, таксисты порой были весьма надоедливы. Вроде бы пытаются тебе оказать помощь в чем либо, но при этом чуть ли не насильно пытаются сманить тебя воспользоваться их платными услугами. Но навязчивый сервис Армении намного безобиднее кавказского, воспринимается нормально.
Армяне живут просто и небогато. Большинство из них ездит на заработки в Россию. Они очень положительно оценивают русских (беларусов с ними отождествляют), высоко высказываются о В. Путине.
У них хорошо развита собственная культура: древний алфавит (его возраст более 1600 лет), национальные мотивы в изобразительном искусстве, собственные национальные инструменты, постоянно звучит оригинальная армянская музыка.
Всё старшее поколение Армении училось в русских школах, знает хорошо русский язык и любит его, ностальгирует о Советском союзе.
Молодые люди 25+ также неплохо говорят на русском, однако где-то 10-20 % смысла теряется между собеседниками, так как их словарный запас немного скуп. Например, нам ребята пытались объяснить, какую ягоду добавляют в домашнюю водку. Использовали слова «чаровник», «черепица», а оказалось, что речь идет о «шиповнике».
Детвора также поддерживала диалог по-русски. Поэтому как такового языкового барьера в посещенном нами регионе не существует.
Достопримечательности
В Армении сохранилось достаточно большое количество древних архитектурных памятников, как времен язычества, так и средневековья. Среди всех храмов и крепостей, я выделила для себя лишь некоторые: Гехард, Зварноц, Хор Вирап (лишь его нам удалось посетить). Посещение храмов - бесплатное.
Добраться до достопримечательностей без услуг такси достаточно сложно, потому что трудно разобраться на месте, как доехать до нужного места на общественном транспорте. Дело в том, что у Еревана нет объездных дорог, сложно проехать его насквозь автостопом. Достопримечательности находятся на разных трассах, путь на общественном транспорте к ним ведет с разных автовокзалов. Например, на Хор Вирап можно доехать на автобусе, что отправляется от ж/д вокзала зимой 3 раза в день (примерно 9, 11, 14 дня), либо от центрального автовокзала в 15 часов дня. С ж/д вокзала в сторону Гарни и Зварноц ничего не ходит.
Посмотреть карту с нанесенными достопримечательностями Армении в новом окне
Карта с нанесенными достопримечательностями Армении:
Описание к достопримечательностям Армении
НАШИ РАСХОДЫ
Отдых в Армении получился весьма бюджетным.
Расчет на одного человека:
- $2.5 - переезды от Могилева до Москвы и обратно (я и Максим ехали автостопом, Антон на попутках через blablacar.ru вперед, назад маршруткой, поэтому затратил около $50)
- $10 - продукты, купленные для поездки в Беларуси (на 5 ходовых дней)
- $32 - перелет от Москвы до Гюмри за обе стороны
- $35 - общак. Он разошелся на передвижения, съем гостинец на 3 ночевки, покупку пива и еды в магазинах, дважды дегустацию блюд в ресторане/кафе.
- Еще немного денег ушло на подарки домой.
- мои снегоступы классические – зашнурованная гнутая ветка ёлки в форме капли (1 кг)
- снегоступы Максима изготовлены из алюминиевой композитной панели (2 кг)
- снегоступы Антона – вырезаны их фанеры (1,8 кг)
- армянский хаш (суп) – копыта и сухожилия телятины варятся около 40 часов. К бульону с мясным кусочком подается соус из чеснока и соль. В бульон макается лаваш, так блюдо положено есть. Хаш очень жирная и тяжелая еда. На троих мы не смогли съесть больше половины. Считается, что если вы не попробовали Хаш, то нельзя говорить, что побывали в Армении. Тем не менее, мы пришли к выводу, что спокойно бы пережили отсутствие Хаша в нашем путешествии.
- армянская толма - горячая закуска типа голубцов с мясом, но завернутого в виноградный лист, подается с Мацун (сладкий кефир). Вкусная и достойная дегустации еда
- грузинский суп – название забыли, остренький с бараниной. Это блюдо – самое вкусное из того, что мы ели в Армении. Мнение всех троих дегустаторов про суп сошлось.
Итого минимальный бюджет такой поездки равен $85 с человека.
Лоукост «Победа»
Совсем недавно российская бюджетная авиакомпания запустила новый рельс из Москвы (Внуково) в Гюмри. Более 10 тыс. билетов продавалось по цене $16 в одну сторону. Мы поспешили воспользоваться этой акцией.
При перелете лоукостом есть особенность: жесткие требования к багажу и ручной клади.
Так, габариты багажа в сумме 3-ех измерений не должны превышать 158 см, а вес – не более 10 кг.
Ручная кладь в сумме 3-ех измерений не должны превышать 75 см, и ею может быть только дамская сумка, сумка от ноутбука, папка для документов и некоторые другие четко прописанные предметы (вещи в целлофановом пакете пронести нельзя!!!). Авиакомпания не однократно обращает внимание, что можно пронести только одну единицу ручной клади и только приведенную в их списке.
Невнимательность жестко карается – за пакетик, небольшой рюкзачок в салоне вам придется заплатить 2000 российских рублей ($32).
Вес нашего общественного и личного снаряжения вкладывался ровно 10 кг, сюда не входила еда и одежда, поэтому приходилось хитрить.
Еду на 5 ходовых дней мы раскидали в ручную кладь. Антон взял свою сумку от ноутбука, Максим раздобыл папку для документов, а я за 10 минут пошила себе «дамскую сумку».
Всю, что могли, одежду мы одели на себя. Невостребованные элементы одежды распределили по карманам, верхонки от рукавиц привязали к куртке и поместили в них все рукавицы, балаклавы, баффы.
Никаких вопросов к нам у сотрудников авиакомпании не возникло. Многим невнимательным к требованиям авиаперевозчика пришлось раскошелиться при посадке в самолет. При перелете из Гюмри в Москву контроля ручной клади мы не заметили, возможно потому, что рельс задержался, а в здании аэропорта не было представителей «Победы».
Валюта
Армения - достаточно дешевая постсоветская страна. Национальная валюта – драмы. Ходят купюры от 500 до 100000 драм и монеты, номиналом 1-500 драм. В наш приезд был примерный курс: 1000 драм – 4 бел руб.
Обменять валюту можно в банках, обменниках, крупных торговых центрах. Курс везде примерно одинаковый, поэтому не имеет смысла искать какой-то другой обменник. Для обмена принимают русские рубли, доллар и евро. В этой валюте можно рассчитаться и за услуги в крайнем случае.
Еда и напитки
У армян достаточно богатая национальная кухня. Они используют в приготовлении блюд всевозможные специи, листья винограда, фасоль, картошку, мясо: баранину, телятину, свинину и крольчатину. Их блюда: хаш (1700-2700 драм - $3,5-5,6), толма (800-1200 драм - $1,6-2,5), хашлама (1200-1500 драм - $2,5-3,1) и многие другие. Забегая вперед, скажу, что хаш (самое известное армянское блюдо) никому из нас не понравился.
Рынки Армении в изобилии предлагают всевозможные сухофрукты и продукты из них, домашние сыры. Получить представление о ценах на продукты питания в Армении вам поможет следующий материал: http://bptrip.ru/posts/tzeni-v-armenia-cognac-tzeni-v-yerevan-na-produkty/
Самое приятное открытие из гастрономической Армении – это Мацун - подобие нашего йогурта. Мы привезли в Беларусь его закваску и будем пробовать изготавливать домашний сладкий кефир.
Местное вино стоит от 1200 драм ($2,5). Вино бывает как домашнее, так и магазинное, изготавливается из всевозможных ягод и фруктов. Для себя мы в первую очередь отметили гранатовое вино.
Местные жители предпочитают пить домашнюю водку. Нас угощали виноградной и яблочной весьма хорошего качества. Также там принято потреблять российскую магазинную водку.
Нам известно 4 вида местного армянского пива: Киликия, Гюмри, Арарат и Чех. Мы продегустировали их всех, не впечатлило ни одно из них, а пиво Гюмри показалось безобразным.
Передвижения по стране
Железнодорожное сообщение в Армении слабо развито. Рельсы проложены лишь по нескольким направлениям, поезда ходят редко. Их бюджетные дизели не сильно отличаются по комфорту от наших, зимой в вагоне очень холодно. Например, переезд из Еревана в Гюмри нам обошелся по 1000 драм с человека($2).
Больше всего развито автосообщение в стране и услуги такси. Проезд от ж/д вокзала Еревана в Гюмри на автобусе обойдется в 1500 драм ($3,1), из Еревана в Хор Вирап 350 драм ($0,7), поездка по городу – 100 драм ($0,2).
Путешествовать по Армении автостопом не представляет сложности, очень редко приходится постоять на одном месте больше 3 минут. В тоже время, идея автостопа известна далеко не всем армянам, поэтому всегда подчеркивайте водителю, что вы едите без денег.
Жилье
В Ереване множество предложений по съему номера или квартиры. Самый бюджетный вариант, что нам попался в столице – цены в 8-9 тыс. драм за 3-местный номер. Мы останавливались в Family hotel Nigatun по адресу: Admiral Isakov Street 13/4. В нём номер был за 10 тыс. драм, но мы договорились за 9 тыс. драм.
В Гюмре нам посоветовали хостел «Астрал», координаты: 40.803139, 43.859889.Там мы сняли 2-местный номер на троих за 6000 драм.
СНЕГОСТУПЫ
Остался всего лишь один не рассмотренный вопрос, который будет важен для вас при аналогичном путешествии. Это вопрос передвижения по снегу, при подъеме на гору Арагац. Снега там зимой не меньше 40 см, а обычно намного больше того. Снег рыхлый, совсем невесомый. Под воздействием ветра снег местами с жестким настом, который как может держать пешехода, так и ломаться под его ногами. Подниматься в гору, проваливаясь как говориться «по самые яйца» сомнительное удовольствие. Поэтому лыжи или снегоступы – важный атрибут зимнего похода по Армении.
К поездке мы подготовили 3 пары самодельных снегоступов:
Все пары снегоступов показали себя неплохо в походных реалиях.
Мои деревянные снегоступы самые долговечные, легкие – невесомые, достаточно удобные и на подъеме, и на спуске. Но у них была самая большая площадь контакта со снегом, приходилось широко шагать, временами я наступала снегоступом на другую ногу или на снежинку от трекпалки. Пару раз от этого упала. Несчетное количество раз я лупила себя снегоступом по голени ноги – набила выдающиеся синяки. Тем не менее, снегоступы мне понравились, и я привезла их домой.
Снегоступы Максима из композита были пробным вариантом. Если модель по форме окажется удобной, Максим хотел изготовить аналогичные из более прочного материала. По удобству формы снегоступы очень сильно понравились ему. В снегоступах были недоработки в районе крепления, и они дали о себе знать уже во второй ходовой день. Благо, композит легко резался ножом, поэтому крепления можно было совершенствовать на протяжении дня. При подъеме на Арагац один из снегоступов треснул, Максим спешился, что сильно замедлило других участников похода. В целом, пробный вариант оправдал себя, можно изготавливать аналогичную модель из более подходящего материала.
Снегоступы Антон делал за пару дней до похода. Времени было мало, так что и в его снегосупах было много недоработок. Самый большой минус – это то, что нос снегоступа был едва загнут вверх. Ходьба в фанерных снегосутпах понравилась Антону, однако были сложности на спусках и подъемах по наледи (снегоступы проскальзывали).
Можно ли сделать снегоступы на месте, перед подъемом на Арагац? Можно, но это займет у вас практически целый день. Деревьев в этом районе мало, ёлок еще меньше и они находятся в отдалении от дороги. Поэтому я рекомендую всем приезжать с готовыми снегоступами (или лыжами), либо быть готовыми тропить по снегу пешком.
ФОТОРАССКАЗ
Мое с Максимом путешествие началось еще до перелета в Армению. Мы приехали на дизеле до Орши, сели на автобус до Оршанского перекрестка. Оттуда нас ждало автостопное путешествие до аэропорта Внуково, что находится недалеко от трассы М1 под Москвой.
Последний раз автостопом мы ездили год тому назад 1 января, начиная с 11 утра. Как раз по трассе с М1, только в обратном направлении.
Ждать «нашу» машину долго не пришлось, нас подобрал Mercedes C-класса, прокатились до поселка Внуково с ветерком (500 км).
На пару часов позже нас в аэропорт приехал Антон. Собравшись в полном составе, мы перебирали рюкзаки, пытаясь вложиться в положенные для багажа 10 кг.
Самым ярким впечатлением во время перелета из Москвы к Гюмри оказались последние пол часа полета. Неожиданно тучи разошлись, и открылся замечательный вид на горы и снежные вершины внизу. Очень редкое и завораживающее зрелище – хороший вид из окна самолета.
Во время приземления пилот объявил, что на земле нас ждет 25 градусов мороза. Еще за неделю до нашей поездки, мы вздрагивали при просмотре новостей о погоде Армении. Как раз в этот период началось сильное похолодание и обильные снегопады. Морозы до -25 – редки в Армении, а мы как раз в поход в такую непогоду собрались. Приходилось докидывать одежду в рюкзак: взять дополнительную флиску, кроме того у нас с собой были пуховики и другая одежда из флиса. Мы с Максимом взяли дополнительно пуховой спальник, чтобы ночью в -35 укрываться.
Уже при выходе с самолета стало понятно, что их -25 нам не страшны – сухой мороз легче переносится. Этот мороз в безветренную солнечную погоду мы ощущали как наши -10. Днем потеплело до -13 (по белорусским меркам это 10 градус тепла).
Мы не могли нарадоваться солнцу, купались в его лучах, не забывали и солнцезащитным кремом мазаться.
Выйдя на трассу М-1 (Гюмри-Ереван) мы очень быстро застопили машину в нужном направлении. Подвозившие нас ребята, узнав, что нам нужен бензин, заехали на ближайшую заправку и даже докинули денег на топливо. В Армении большинство машин ездит на газу, поэтому не упускайте возможность оказаться на бензозаправке, если ваши горелки работают на жидком топливе.
Следующая машина довезла нас до поворота на Бюракан. Мы стопили машины прямо в селе и очень быстро с помощью еще двух машин добрались до отеля. Отелем заканчивается проезжаемая зимой автомашинами дорога в сторону Арагац, дальше только пешком.
Примечательно, что последние подвозившие нас машины провезли нас дальше, чем им было по пути. Во время нашей поездки мы узнали много чего нового о жизни простых рядовых армян.
Мы подымались вверх по пустынной улице. В 6 вечера стало смеркаться, решили остановиться на ночлег около последнего в поселке дома. Дверь в дом была закрыта, никого дома не было. Мы стали расчищать место под палатку в спрятанном от ветра месте. Однако, место оказалось неудачным, колышки не входили в грунт (видимо здесь асфальт), поэтому мы передислоцировались за дом – там тоже хорошее укромное от ветра местечко.
Темнело стремительно, мы не успевали расчистить хорошо место под палатку (здесь было около 1.5 метра рыхлого снега), поэтому сперва установили палатку, а потом стали выгребать из нее снег (палатка без дна). Своим усердием, Антон выкопал себе площадку для сна в снегу на пол метра ниже, чем у нас, а наше неусердие привело к тому, что место под ночевку было под больших наклоном. Пришлось подпереть коврики ботинками и лопатой)
К вечеру заметно холодало, было более 20 градусов мороза (по ощущениям -15).
Мы приготовили себе кушать, напились чая, очень долго ворочались перед сном. Наконец, придавив снег в районе пятой точки, смогли окончательно избавиться от скольжения по снегу и уснуть. Этот потрясающий сладкий сон после двух ночей недосыпа. Эти первые яркие сны...
На улице послышались подозрительные звуки, потом и голоса. Оказывается, в дом приехали хозяева и они нас заметили. На ломаном русском они стали говорить про сухой мороз, про то, как мы тут непременно замерзнем. Зазывали нас в дом. Но какой может быть дом. Когда мы тут столько времени обустраивались и так сладко уснули! Наше обустройство лагеря только текста на 2 абзаца заняло, а представьте, что длилось часа 3. Мы очень долго отнекивались и наконец-то избавились от радушных хозяев. Мы так думали, что избавились...
Стоило нам только опять погрузиться в сладкие сны, как раздался голос снаружи: «Брат! Брат! Сухой мороз! В дом, чай пить идем!».
И, кажется, ничто на свете нас не заставило бы в тот день выйти из палатки в дом. Но наши неизвестные голоса сказали, что они из МЧС и у них будут большие проблемы, если у них же во дворе замерзнут иностранные туристы. Ничего не поделаешь, замерзать мы не собирались, но и заботливым людям спокойно спать тоже не хотелось мешать.
Лениво переселились со спальниками в дом.
Хозяев было трое от 26 до 40 лет парни с разной степенью русского словарного запаса: Самвел, упрощенно Миша и Ович. Дом оказался одной из нижних метеостанций: большой, с рабочим туалетом, умывальником, одной отапливаемой комнатой. Нас поселили в большую комнату с тремя кроватями, поставили обогреватель и позвали к столу.
Вместо обещанного чая на столе оказалась домашняя виноградная водка, домашний лаваш, сыр, мед, немного фруктов, конфет и других яств. После виноградной водки пошла яблочная, а потом магазинная... С новыми друзьями, вшестером, нам было весело и интересно проводить время. И лишь глубокой ночью, хорошенько насмеявшись за вечер, мы легли спать.
Следующий день обещал быть тяжелым. Нам нужно было преодолеть расстояние в 16 км, набрать около 1200 м, подняться без дороги по глубокому снегу на верхнюю метеостанцию. Очень повезло, что за день до нас туда держала путь компания туристов – 10 человек. Они протропили хорошую тропу в снегу. Однако, сил и времени на это они затратили много, поэтому прошли всего 4-5 км, поняли всю безнадежность затеи подняться до озера и спустились вниз. Вчера, устанавливая палатку у нижней метеостанции, мы как раз видели невезучих туристов на спуске.
Идти по натропленной дороге среди сугробов было достаточно легко и быстро.
Лишь иногда мы просидали в снегу по колено и выше. Благо у нас у всех на ногах были одеты фонарики-гамаши. Благодаря им снег не попадал внутрь ботинка.
Вскоре открылись хорошие панорамные виды.
Уже к обеду мы зашли в тупик – каких-либо следов вверх по склону больше не было.
Пришло время испытаний наших самодельных снегоступов. Наши снегоступы до Армении снега не видели. Мы их так и не испытали, потому что в Беларуси не было нужного количества снега.
В этом походе мы переживали первые в жизни эмоции по использованию снегоступов. Нам понравилось! В снегоступах скорость была выше, чем по хорошо натропленной пешеходами дороге.
Почти весь наш подъем шёл возле линии электропередач. Мы ориентировались на ЛЭП и выбирали на глаз более удобную дорогу для подъема. Я шла впереди, так как мои снегоступы были самыми легкими и широкими, проваливалась в снег на 0-20 см. Парни вслед за мной углублялись больше – до 15 см по моим следам.
При подъеме на участках с сильным уклоном и рыхлым снегом мы делали передышки по 4 раза при прохождении участка дороги между двумя столбами ЛЭП.
Во время подъема было невероятно жарко, снимали с себя всё, что только можно было. Не удивительно, что обрадовались легкому ветерку, ведь идти в одной легкой термухе зимой в -15 было глупо, а идти во флиске - слишком жарко.
Пока перекусили, приспособились шагать в «широкой обуви» – стало очевидно, что и нам до темна не подняться к озеру. Но мы не расстраивались, все, что нужно для сна, было у нас с собой.
Вечером подогреватель воздуха в горах кто-то выключил, и мы одели на себя всю одежду, что только могли.
На закате горы смотрелись особенно сочно и красиво.
Недалеко от нас, за 8 км от желанной верхней метеостанции был домик с вырезом для окна и двери. В нем мы решили переночевать, чтобы продолжить подъем к озеру на следующий день.
В домик намело много снега, приходилось его расчищать. Кроме того, для изоляции от ветра, мы заложили окно кирпичами из снега и сделали дверь из палатки.
Летом в этом домике некоторые туристы устраивают туалет, бывает и скотина, судя по откопанным «ароматам». Не смотря на такие некрасивые моменты, домик был идеален для ночевки. Когда на улице было -20, в домике было всего -6.
Ночь выдалась интересной. Во-первых, Антону причудился медведь на горизонте, поэтому мы весело свистели в свисток в надежде отпугнуть незваного гостя. В горах Армении водятся зайцы, волки, лисы и медведи (зимой в спячку не впадают), поэтому вероятность встречи не только следов зверей, но и их самих высока. В ту же ночь случился просто обман зрения – ночной медведь оказался дневным куском асфальта, выглядывающим из снега.
Во-вторых, ночью начался ураганный ветер и тех камней и снега, которыми мы привалили вечером нашу палатку-дверь оказалось недостаточно. Пришлось Максиму мужественно выбираться из спальника и наводить порядки с нашей «дверью».
В-третьих, стало однозначно понятно, что зимний спальник Антона слишком хлипкий для таких морозов, лишь благодаря нашему запасному пуховому килту, он смог поспать в эту ночь пару часов.
В эту ночь мы придумали новое применение для балаклавы - спали в ней, опустив верхнюю часть балаклавы на лоб пониже, а среднюю задрав повыше. Так получалось, что глаза были закрыты флисом. И теплее и темнее - лучше спится )
Новый день оказался солнечным, но и ощутимо ветреным. Преимущества солнечного дня таяли с каждым порывом ветра. Приходилось идти хорошо закутанными, с трудом переговариваться. В этот день без надежной ветрозащиты пришлось бы сложно. У нашей команды были одинаковые мембранные штаны, на руках - мембранные верхонки на рукавицы. Лица от замерзания спасали балаклавы.
На легких участках мы делали короткие остановки через один столб ЛЭП (мы по-прежнему шли возле линии электропередач и измеряли столбами расстояние). На тяжелых участках остановки были по 2 раза между столбами ЛЭП, либо раз в 50-100 шагов. Очень быстро уходили силы.
Перекусы из-за ветра и отсутствия укрытий было сложно сделать. Благо за 3.7 км до верхней метеостанции показался такой же домик, как мы провели недавно ночь.
Невиданное везенье! На расстояние 1,5-2 км от заветной цели мы услышали странный звук позади нас. Оказалось, что это 2 снегохода. Четыре человека на Буранах проложили настоящую траншею по рыхлому снегу, идти по их укатанному следу было значительно быстрее и проще. Правда, мои широкие снегоступы оказались шире колеи снегохода, приходилось мучаться, спотыкаясь об собственные «ноги». Но и ребята выручали – расширяли своими снегоступами траншею от снегохода для меня.
Уже в 3-4 дня мы оказались на пороге научной станции. Снегоходы, что мы встретили, ехали сюда для пересменки сотрудников. К нашему приходу они уже уехали.
Поднимались мы к научной станции с конкретной целью – вписаться на ночевку. По отчетам нам было известно, что здесь бесплатно могут принять туристов.
Навстречу нам вышел начальник станции – очень интересный человек, которому немного за 50 - Самвел.
Я не буду писать в свободном доступе, что же было или не было дальше, ведь сотрудникам станции запрещено принимать туристов. Скажу только, что палатка нам в этом походе больше не понадобилась. Нам очень сильно повезло, было все, о чем только можно мечтать. Но не рассчитывайте хоть на что-то при своем походе на Арагац, фортуна изменчива.
Близился третий день похода и самый важный. Нам предстояло узнать, получится ли подняться на южную вершину Арагац. Везение нас не покидало, погода в районе озера и до высоты 3500 была безветренной, немного жаркой. Выше ветер дул нещадно, даже в пуховиках было не жарко. Стоило хоть на пару секунд снять верхонки с рук - как они немели. Без балаклавы тоже сложно было обойтись.
Весь подъем занял у нас 4 часа.
У самой вершины торчали из снега камни, проще было идти без снегоступов.
С вершины открылись превосходные виды на близлежащие горы и кратер вулкана – завораживающее зрелище!
На самой вершине стоял крест, тур и укрытие от ветра.
В невысоком укрытии мы устроили небольшой перекус с чаепитием.
Не хотелось спускаться. Кажется, смотрел бы и смотрел на горы с высока, облазил бы все уголки этой вершины.
Но было очень холодно и опасно - над пропастью свисали снежные карнизы, приходилось держаться подальше от края.
Спуск с Южной вершины занял у нас 2 часа, управились мы бы значительно быстрее, но один из снегоступов Максима развалился, ему пришлось спешиться и проседать на каждом шаге по колено и выше. В такие моменты фонарики (гамаши) незаменимы.
Одним из ярких эпизодов был наш спуск с крутого склона на попе, животе, спине – кто на что горазд – настоящий всплеск эмоций!
Во время спуска стали набегать тучки сбоку. Они на некоторое время осели в районе научной станции, но как только мы подошли к ним – улетели прочь.
Примечательно, что в этот вечер и на весь следующий день на нашу Южную вершину забралась неподвижная туча. Так что во время мы на гору сходили. Ничего не скажешь, в этом походе нам все время везло.
На следующий день мы поднялись по-раньше. Предстоял спуск с научной станции до нижней метеостанции.
Самвел говорил, что на спуск потребуется не многим больше 4 часов – не поверили, но действительно, 20 км спуска мы осилили за 5 часов хода.
Во время нашей вчерашней прогулки на Арагац, к станции приезжали еще два снегохода – подвозили провизию. Получилось, что за последние два дня четыре Бурана проехало вверх и вниз - после них осталось хорошая дорога по глубокому снегу.
Мы попробовали идти без снегоступов, оказалось, что колея от вездеходов отлично держит путников. Мы почти не проваливались, хотя если сделать шаг за пределами снегоходной тропы – провалишься выше колена.
Ветерок в этот день был щадящий, спустившись ниже, мы и позабыли о нем. Опять солнце припекало так сильно, что можно было представить себя в пустыне. Лица быстро загорели.
Не смотря на солнце, мороз держался весь поход немалый. Без перчаток, в которых иногда было жарко, начинали трескаться пальцы рук. В кармашке на моей водолазке я все время носила ранозаживляющий крем - он очень выручал меня в походе, а благодаря расположению в нательном кармане крем не замерзал на протяжении дня и ночи. В кармашках также жили наши влажные салфетки.
Когда мы дошли до МЧС, а потом до нижней метеостанции, еще было слишком светло, чтобы проситься переночевать. Мы решили спускаться еще ниже – в село Бюракан. Еще 3 км пешком и еще 3 км… Гололёд, мы идем по проезжей части дороги. Хотели застопить машину, вот только не попадалось ни одной в нужном направлении. Только три машины вынурнули впереди нас с поворотов и поехали вниз, так и не заметив туристов. Видимо удача осталась в горах чуть выше.
Ближе к выходу из села Бюракан, нам попалась машина до Аштарака. Оттуда мы без проблем продолжили ехать автостопом в Ереван.
В Ереване -10, облачно. Мороз и влага быстро заставили нас одеть все, что только было с собой из одежды. Мы остановились в отеле возле центрального автовокзала и пошли гулять пешком по вечернему Еревану.
Город сверкал всевозможными новогодними огнями, очень красиво и богато, много мест, достойных фотосессии.
Особо порадовала площадь с ледяными горками, елками, катком, скульптурами из снега и льда...
Ереван – приятный город для прогулок, богат на скульптуры, почти на каждом доме вырезанных какие то узоры.
Попадалась нам ну просто огромная сувенирная лавка, берущая начало в здании и плавно переходящая на улицу. Там продавалось множество интересных сувениров.
Этот город не приспособлен для пожилых людей. Дорожки лишь в центре посыпаются крошкой из вулканического туфа. В гололедицу, в которую мы застали столицу Армении, очень неудобно и опасно передвигаться.
Кроме того, в городе есть характерные приколы: некоторые светофоры горят зеленым для пешеходов очень короткий промежуток времени. Как вам, скажем, светофор, что горит всего 8 секунд, а за это время нужно пройти дорогу в 6 полос! При этом, водители не очень дисциплинированы, не останавливаются четко на красный свет. Итого нужно вложиться в норматив - перебежать дорогу с постоянным трафиком за 5-6 секунд.
Еще улыбку вызвало местное метро. Эскалатор движется со значительно более высокой скоростью, чем привычно нам по минско-киево-московскому метро. Скорость столь высока, что даже молодые и внимательные люди еле успевают перебирать ноги, чтобы попасть на ступеньку.
Приятные впечатления у нас остались от посещения Большого Каскада в Ереване. Это архитектурный комплекс, представляющий из себя систему лестниц со скульптурами, клумбами, фонтанами, небольшими музеями и отличным видом на город.
За этот день мы находили около 40 километров, на следующий день чувствовалась скопившаяся усталость.
С утра, мы переехали на ж/д вокзала Еревана, чтобы оттуда на автобусе отправиться в Хор Вирап. Автобус ждать было долго, поэтому мы поехали на автобусе до города Арарата, который высадил нас на повороте на Хор Вирап за 300 драм с человека($0,6).
От поворота до храма 5 км хода. Не успели мы из автобуса выгрузиться, как проезжающая в нужную сторону машина уже нам сигналила, вызвалась подвести пару км, пока ей по пути. Дальше нас подвезла еще одна машина уже до самого Хор Вирапа, поэтому расстояние преодолели мы очень быстро.
Знаменитый храм Хор Вирап смотрелся совсем по-другому, чем на картинках с интернета. Во-первых, обычно его фотографируют с далека, почти нет фотографий с самого комплекса.
Во-вторых, место славится своим видом на близкую гору пятитысячник Арарат. Вот только в этот день ничего видно не было – густые облака окутывали горизонт. Зато мы смогли порассматривать армяно-турецкую границу, что проходит всего в километре от храма.
Очень красиво в главном храме комплекса играет свет по стенам, выложенным из туфа.
Интересные места таятся в соседнем здании – узкие лестницы приводят в подземные помещения. Вертикальная лестница в глубоком колодце особенно меня впечатлила – очень боюсь лестниц с узкими ступеньками без какого-либо наклона, такие в снах-кошмарах меня преследуют. Антона же больше впечатлило то умиротворение, что творится в маленьком помещении внутри, в полной изоляции от цивилизации. Удивительно, но в подземных помещения очень тепло.
От Хор Вирапа мы возвращались в Ереван автостопом двумя машинами. В конце нас подвозил молодой парень, что посоветовал в Ереване посетить кафе по продаже пончиков. Он нас к нему и подвез. Пончики действительно отменные, да и само кафе оригинальное и приятное.
Во второй ереванский вечер мы отправились в ресторан «Tavern Yerevan» по адресу: 29/2 Khorenatsi street. Я его выбрала еще с утра: невысокие цены, хороший сервис, большое меню. По вечерам в ресторане играет живая музыка и песни – национальные армянские мотивы завораживают.
Мы заказали три блюда:
В последний наш день в Армении мы планировали съездить в Гарни – Гехард. Но не смогли разобраться, как туда дешево доехать, поэтому, помучавшись в выборе куда и как нам ехать, решили отправиться на дизеле с Еревана в Гюмри и там провести остаток дня. До дизеля парни выбрались на местный базар в Ереване недалеко от ж/д вокзала.
Посещение армянского базара – это отдельное приключение. На нем и напиться и наесться можно многими вкусностями. Конечно, местные продавцы атакуют приезжих. Для меня это тяжело, не базарный я человек. Начинаю нервничать от напора продавцов и покупать то, что впихивают, ведь мне не удобно, когда угостили товаром. Поэтому я прождала парней на вокзале и караулила вещи. Парни не сообразили сделать хоть одно фото базара, его обстановки и того, что там творится. А еще меня немного расстроило, что Максим не купил чернослива, когда он там такой большой, вкусный и дешевый был. Так что в следующий раз придется идти самой и все проконтролировать)
Дизель до Гюмри был очень холодным, ехали 3 часа, в самом городе было значительно холоднее, чем в Ереване. Таксисты на привокзальной площади подсказали дешевую гостиницу «Астрал». Нас без проблем поселили втроем в двухместный номер за 6000 драм.
Недалеко от отеля проходит крупная улица, по которой ходит автобус №1 прямиком в аэропорт. Вечером мы прогулялись по этой улице. В городе мало новогодних украшений, напоминает наш провинциальный Быхов и подобный некрупный город. Из приятного - небольшие скверики, украшенные скульптурами.
Интерес вызывают полуразрушенные здания. Дело в том, что 1988 году почти весь город был разрушен в результате сильного землетрясения. Около 25 тыс человек погибло, очень многие получили ранения и лишились крова. По этим события в 2016 году вышел фильм «Землетрясение» - советую посмотреть. Вначале кажется невероятным как в фильме крошатся дома, но если почитать статьи, действительно, землетрясение длилось всего лишь 30 секунд и никаких предвестников у него не было.
По улице, что мы прогуливались, стоял дом практически с одной фасадной стенкой, удивительно, но в нем еще живут люди.
Остаток последнего армянского дня мы провели в местном кафе-баре. Мы заказали несколько национальных блюд, в том числе хашлама с бараниной – надо ведь попрощаться с любимым мясом.
Да, после походом по Армении осталось много хороших воспоминаний. По этому солнцу мы будем еще долго скучать!