Велопоход по Азербайджану с двумя детьми, осень 2023
Описание маршрута:
Даты: 26 сентября – 10 октября
14 ходовых дней, 13 ночевок в палатке
Пробег: 650+ км
Набор высоты/спуска: 5000 м
Максимальная высота - 1230 м
Дорожное покрытие: асфальт - 75%, грунт - 25%
Участники: Инна (Innerria), Максим (Lump), Кира (4,5 года), Соня (3 года)
Пройденный трек с полезными точками:
Осенний Азербайджан – это огромные пустые пляжи, теплое море и сильные ветра. Вас ждут бесконечные гранатовые сады, интересные грязевые вулканы и архитектурные достопримечательности.
Велопоход по Азербайджану понравился всей нашей семье. Расскажем больше о нашей поездке, поделимся полезной информацией для самостоятельных путешественников. Если вы зашли на эту страничку только за фотографиями с кратким описанием – жмите сюда
Полезная информация по Азербайджану
Мы выбрали для поездки Азербайджан случайно. Из всех стран с прямыми авиарейсами из Минска самым дешевым и неизведанным направлением для нас оказался Азербайджан.
Знания о стране были крайне поверхностными, быстрый гуглеж показал, что в основном велотуристы проезжают страну насквозь по крупным трассам. Для нас вариант с трассами был не интересен, пытались максимально свалиться с них на второстепенные и грунтовые дороги. Я построила 2 альтернативных маршрута. Один из них вел на север страны (посмотрите этот трек, он может оказаться для вас полезным), второй - на юг страны (в этом наброске-треке много полезных точек). На западном направлении идет масштабный ремонт дороги, поэтому это направление не рассматривали.
По фотографиям во всем Азербайджане мне больше всего понравился район Губы (заехать в Хыналыг и Грыз). Поэтому мы взяли за основу трек на север. Сможем ли его проехать – было под большим вопросом. Наша физическая подготовка была хуже некуда (в этом году катали не более 60 км за день по грунтам), везти с собой нужно было вещей на диапазон температур -5+27, с нами было двое детей. Решили, что: либо вкатаемся, либо сдохнем. Если сдохнем – поменяем маршрут. Так и произошло, итоговый наш маршрут можно посмотреть выше, он намного проще и ниже по высоте. Но тоже очень интересный.
Лучшее время для посещения Азербайджана
На наш взгляд осень (конец сентября – начало октября) – самое удачное время для поездки в эту страну. В середине сентября пляжный сезон в стране официально закрывается, перестают работать многие кафе, магазины, аквапарки. Для любителей дикого отдыха – это идеальное время. Весь бесконечный пляж становится только вашим. Можно спокойно гулять по пляжу или ехать на велосипеде, ставить палатку, где понравится. Температура воздуха в районе моря +21+27 градусов. Температура воды +21+24 градуса. Можно спокойно купаться. Вода умеренно соленая, душ после купания не требуется. Ночная температура +19+21 – даже в летнем спальнике спать жарко.
В горах (2 тыс. метров) дневная температура +6, ночью небольшой минус. Тоже можно спать в летнем спальнике, во всей своей теплой одежде.
Не рекомендуем ехать в эту страну раньше середины сентября – температура для активных людей будет слишком высокой. Ехать на велосипеде будет тяжело, слишком жарко, будет огромный расход воды. Можно ехать поздней осенью и зимой – в Азербайджане намного теплее зимы, чем у нас.
Для Каспия характерны сильные и частые ветра. Преимущественного направления у ветра нет. Указанное в прогнозе направление ветра может оказаться неверным.
Где можно ставить палатку в Азербайджане
Поставить палатку в Азербайджане можно практически в любом месте. Нельзя ставить палатку возле нефтедобывающих установок, нефте- и газопроводов, заводов по переработке нефти, возле водохранилища. Если установите палатку близко к охраняемым объектам – не удивляйтесь если среди ночи к вам придет охрана и попросит покинуть занятое место. Переставлять палатку в темноте неприятно, поэтому сразу же выбирайте подходящее место.
Достопримечательности Азербайджана
Вход внутрь архитектурных достопримечательностей Азербайджана платный. Обычный ценник – 4-10 манат ($2,3-6), дети до 5 лет - бесплатно. На мой взгляд для многих мест цена слишком завышена, ведь на осмотр места можно потратить лишь 2 минуты. В других странах их посещение было бы вовсе бесплатным. Однозначно стоит своих денег вход в заповедник Гобустан (цена - 10 манат). Стоит туда заехать обязательно.
Дороги Азербайджана
Все основные дороги Азербайджана – это отличный асфальт, как правило с асфальтированной обочиной, шириной 40-70 см, иногда в размер полосы движения. Велодорожки попадаются эпизодически. За пределами асфальта – грунтовые дороги, глина. Ехать по ним во время дождя и сразу после него невозможно, даже не пытайтесь. Пережидайте, пока обсохнет грунт. Следите за прогнозом погоды и возите с собой воду с запасом на такие случаи.
В Азербайджане не стоит пытаться двигаться по тротуарам, высота бордюров от 20 до 40 см, пешеходные переходы существуют с большего для красоты.
По нашему маршруту никаких особых колючек не попадалось, колеса пробивали только об строительный мусор. Мусора в районе городов очень много.
Транспорт Азербайджана
Основным транспортом в Азербайджане является личный автомобиль, такси и автобусы. Проезд на автобусе недорогой, посмотреть тарифы можно здесь.
По стране проходит несколько железнодорожных веток, некоторые из них только грузовые. Сайт ЖД.
Если вы ездили раньше только по Беларуси и Европе, то движение в Азербайджане покажется вам полным хаусом. Зато здесь, в отличии от соседних с Азербайджаном стран, редко сигналят просто так – и на том спасибо.
Местное население
С жителями Азербайджана нам было комфортно. Во время остановок никто не облепливает велосипеды, к туристам относятся спокойно-равнодушно. Интересуются, откуда мы и куда едем, предлагают помощь, активно угощают детей вкусняшками. Навязчивых разговоров и предложений своих услуг нет. Люди приветливые и позитивные, юморные.
Каждый день к нам подходили или подъезжали сотрудники полиции, таможни, охраны. Думаю, это связано с тем, что все побережье Каспия – граница. Один раз попросили показать паспорта, в остальных случаях только посмеялись с нами о чем-то, спросили нужна ли помощь и ушли.
В районе Баку почти все говорят по-русски. Если нужный вам человек не говорит – тут же найдутся переводчики. Если отъехать немного от столицы и крупной трассы - русский язык не понимают даже люди, рожденные в СССР. Изъясняться приходится жестами, подбором знакомых слов. Скаченный нами текстовый офлайн-переводчик никак в общении не помогал.
Опасности Азербайджана
1. Змеи. В Азербайджане распространена гюрза. Смертность от ее укусов очень высокая – 10-15%, особенно укус опасен для детей. Поэтому смотрите внимательно под ноги, остерегайтесь мест, где не видно, что находится под ногами. Возите с собой противошоковые препараты. Мы, к примеру, брали 3 ампулы гормона в детской дозировке. Остальные твари Азербайджана (скорпионы, пауки, другие ядовитые змеи) не так уж опасны.
2. Собаки. В стране очень много беспризорных собак. Во многих местах вас облают, много где захотят и укусить. Традиционно наибольший страх вызывают огромные пастушьи собаки – алабаи. Если вы приближаетесь к стаду пасущихся овечек – постарайтесь привлечь к себе внимание пастуха. Он отвадит от вас собак. Свора агрессивных собак может выскочить со стороны любого склада прямо в городе или деревне. Подумайте, как вы будете обороняться от них. Мы использовали метод крика и камня. Он позволял остановить кусючих собак в 10-30 метрах от нас, к ногам мы ни одну агрессивную собаку не подпускали. Во время стоянок собаки нас не находили.
3. Открытые люки. Вдоль обочины дорог в городах очень много люков, почти все они – открытые. Если двигаться днем – опасности не представляют, их хорошо видно.
Еда в Азербайджане
В городах Азербайджана продается большой ассортимент привычных для нас товаров. Много продуктов российского и белорусского производства. Ценники на продукты примерно такие же, как в Беларуси, с той поправкой, что манат дороже бел. руб. в полтора раза. Получается, что большинство продуктов дороже наших, в первую очередь это молочные и мясные продукты, импортные сладости и напитки.
Хлеб, многие сладости стоят так же, как у нас. Фрукты, шаурма и продукты по акции стоят дешевле, чем у нас.
За 14 дней жизни в Азербайджане на семью из 4 человек мы потратили $300. С дома брали только пару палок с/в колбасы (здесь такой не купить) и кусок сала. Готовили себе есть на бензиновой горелке утром и вечером. Преимущественно макароны с сосисками, либо жарили яйца или вареную колбасу. Реже готовили гречку или пшенку. В стране продается много риса и чечевицы, но мы их не покупали.
Каждый день пытались обедать в кафе, помимо этого было пару перекусов. За этот бюджет себе ни в чем не отказывали: пробовали местное пиво, вкусняшки, отъедались фруктами. На один перекус тратили порядка 6 манат ($3,5). Вот пару примеров, что можно за эти деньги купить:
- 6 сосисок в тесте (1 манат/шт)
- литр молока или кефира/айрана (2-2,5 манат), большой пакет сладких булок (1,5 манат), вафли (1,5 манат)
- лепешка (60 галиков (копеек)), палка вареной колбасы (5 манат)
- батон (1,5 манат), сливочное масло (от 3,5 манат)
В сельских магазинах продаются только продукты длительного хранения (макароны, простое печенье и вафли). Молочных продуктов и мяса нет, о мороженном до города можете забыть.
Кафе в Азербайджане
Вдоль крупных трасс и в городах расположено множество кафе. В поселках их чаще всего нет. Большинство кафе вне Баку работают без меню и чеков. Из-за языкового барьера проще всего заказывать нужные вам блюда, не выясняя цены (местные жители могут понять слова «суп», «котлета», «картошка», «чай»). Попыток завысить цену, обмануть туриста мы не замечали. Просто платили столько денег, сколько нам говорили в итоге. Перекусить семье из 4 человек в кафе можно за 14-25 манат ($8-15), наесться за 30-40 манат ($17,5-23,5).
Местные блюда вкусные, сытные, не острые. Почти в любом месте можно купить шашлык, жареную или запечённую картошку, котлету из говядины, куриный суп с лапшой или с овощами из баранины. Много где продают шаурму. Стандартный ценник – 2,5 манат ($1,5).
Любые туалеты и умывальники в Азербайджане по белорусским меркам выглядят жутко. Воняет, неряшливо и грязно. Не забывайте, что находитесь в мусульманской стране, поэтому туалетную бумагу в туалете можете не искать, берите с собой свою.
Wi-Fi, связь в Азербайджане
Бесплатная точка доступа к интернету находится в международном аэропорту Азербайджана. В районе Баку на заправках и в кафе есть вай-фай с доступом по паролю. Дальше Баку даже в кафе при крупной трассе wi-fi может не быть. Более того, если в центре достаточно крупного поселка произвести поиск сетей wi-fi, может оказаться, что их нет, вообще ни одной.
Если надумаете купить в Азербайджане местную сим-карту ради доступа к интернету – подробно почитайте в интернете, как регистрируются телефоны в Азербайджане.
Где набрать воду в Азербайджане, расход воды
Все реки Азербайджана считаются грязными, вода в них не пригодной для питья даже после кипячения. Воду нужно набирать у местных жителей, в мечети, в кафе, с общественных краников с водой. Кроме того, воду часто подводят к сельхоз полям и местам выпаса скота, для полива садов вдоль трассы. Такие места – идеальны для стирок.
Проблем с набором чистой воды нет, но нужно просчитывать длительность безводных участков. На нашем маршруте максимум было 45 км без доступа к воде.
За ходовой день наша семья выпивала 4-6 литров воды. На стоянку мы брали 4 литра воды. Получалось, что максимум за раз мы везли 9 литров воды, что совсем немного.
Фоторассказ
Мы прилетели в Баку ночным рельсом, вполне себе бодрыми существами, хотя парочки часов сна явно не хватало. Сегодня планировался лайтовый день, всего 35 км езды. Правда они чудным образом трансформировались в 58 км, где лишние километры нагуляли – даже не знаем.
От аэропорта до моря – всего 15 км по трассе. За это расстояние нам нужно было поменять деньги и купить бензин, впервые посетить азербайджанское кафе и магазин.
Я крайне не люблю двигаться по оживленной трассе, но эти 15 км оказались сплошным удовольствием. Вся дорога засажена и заставлена декоративными хвойными растениями.
Я немного увлекаюсь этой темой и выращиваю у себя на участке хвойные, поэтому дорога показалась мне увлекательной экскурсией в питомник растений.
Максим мое хобби не поддерживает, но и его зеленая дорога не оставила равнодушным. Все-таки садовники и дизайнеры постарались и реализовали неплохие ландшафтные композиции.
Создается впечатление, что помешанный на декоративных растениях человек, далеко от аэропорта уйти не сможет.
Банки в Азербайджане начинают работать с 9 утра, почти у всех суббота и воскресенье – выходной день. Поэтому мы специально покупали билеты на самолет в будний день, чтобы с обменом валюты проблем не было. В ожидании открытия банка мы заехали посмотреть на крепость в Мардакян. Вполне себе красивая и уютная, устроили там перекус.
Первый поход в магазин показал, что жить можно, цены в этой стране не кусючие, хоть и выше наших. Особенно порадовали цены на фрукты. Виноград разных сортов и гранаты продаются за 1,5 маната/килограмм ($0.9).
Съехав с трассы, мы стали отмечать интересные азербайджанские улицы. Они узкие, но даже на полосе земли в 30 сантиметров, жители умудряются посадить деревья и кустарники.
У каждого порядочного бакинца из забора выглядывают деревья граната. Они у них как яблони - растут везде
Почти все строения и заборы выполнены из туфа. Материал легкий для обработки и позволяет создавать интересные декоративные элементы. Вот пару фото-примеров встречаемых нами домов.
Вся дорога до моря покажется очень увлекательных для всех тех, кто интересуется темой стройки и озеленения участка.
А вот и Каспийское море! Мне так хотелось его скорей показать детям, но они уснули непробудным сном, досыпают свое после ночного перелета.
В этой части море выело каменистый берег. Выглядит очень интересно. Долго здесь бродили и любовались, как волны разбиваются об камни. Дети все проспали.
Дальше по линии моря начинаются пляжи. У каждого пляжа свои беседки, домики и зонтики. В сезон их арендуются за плату, сейчас пляжный сезон закрыт, и можно отдыхать бесплатно. К тому же абсолютно уединенно.
Максим укладывается спать на шезлонг, а я играю на пляже с детьми. В поездку мы брали с собой детские лопатки и формочки.
Песок очень теплый, можно спокойно сидеть на нем сколько угодно. Он очень приятный тактильно, но имеет жуткий недостаток – напрочь не высыхает и не отваливается с ног.
Берега устланы интересными ракушками, они уникальные, на других морях таких нет.
Вода очень теплая, можно спокойно купаться. Правда с утра прохладно и дождливо, поэтому откладываем купание на потом.
В программе сегодняшнего дня было еще кафе, детская площадка и качели на берегу моря.
Заночевали на популярным у местных пустыре. Они приезжают сюда на машине, чтобы посмотреть на закат солнца.
Солнце в Азербайджане заходит на полчаса раньше, чем в Беларуси. Ходовой день стоит заканчивать не позже 6 вечера, чтобы успеть поставить палатку по светлу.
Место красивое для стоянки, но нужно уметь абстрагироваться от наваленного кругом мусора, ну и ракурсы удачные для фото выбирать.
Следующий день у нас примерно такой же как предыдущий - лайтовый. Мы едем вдоль моря, предаваясь пляжному отдыху, когда и сколько хочется.
Все-таки наш поход про отдых и про детей, которые обожают ковыряться в песке.
Сегодня купательная погода, чем мы и пользуемся.
Ночевали так же на популярном у местных пустыре около большого города, проехав за день 45 км.
С третьего дня у нас начинается рельеф – мы уезжаем в Агатовые горы. Это глиняные горы с разноцветными полосками. Их очень любят фотографы – поднимаются повыше, ловят рассвет и делают отличные кадры. У нас из фототехники обычный айфон, поэтому фотографии обычные, из-за контрастного цвета менее сочные, чем в реальности.
Дорога – грунт вполне себе хорошего качества. Где-то раз в час мимо нас проезжает машина, поэтому подстраховка на непредвиденный случай есть.
Дорога часто проходит по пересохшим руслам рек. Могу себе представить какой ужас творится по этому треку после дождя – в реках появляется вода, дорога превращается в глиняную кашу. К счастью, погода нам благоволит.
Набор высоты местами крутой, такие участки преодолеваем пешком. Заодно тренируем детей к пешим походам.
Дети в восторге от высохшей и растресканой глины. Готовы играться с ней часами, но мы их немного торопим – сейчас мы находимся на безводном участке. Очень хотелось бы ночевать возле источника воды (деревни).
Как не старались, но добраться до деревни не успели, пришлось ночевать в горах на высоте 600 м, вода на такой расклад у нас с собой была. За сегодняшний день по грунтам и рельефу осилили 63 км.
С утра доезжаем до деревни Qasımkənd, набираем воду у местных жителей. На сколько мы поняли, вода в этом районе привозная, поэтому в отсутствие людей воду набрать будет негде.
Следующая деревня Əmbizlər – фактически нежилая. Только один из домов производит впечатление жилого.
Местная достопримечательность – бывшие грязевые вулканы.
Сразу за деревней начинается крутой подъем в гору. Всего за 3 километра нужно набрать 400 м высоты по кривому и посыпанному камушками грунту. Для едущего на велосипеде это вряд ли реально.
Нам очень тяжело катить велосипеды даже без детей. Хорошо, что наши дети охотно и много ходят сами. Правда Соня в самом конце подводит – просится сесть на велосипед и тут же засыпает. Приходится на перевал (1230 м) закатывать максимально груженный велосипед.
Спуск в Qarabulaq (Карабулак) крутой. Дорога без камней и сыпухи, поэтому можно спокойно катиться на веле. В обратную сторону (по дороге, по которой мы поднимались на перевал) мы бы спускаться на велосипеде с детьми не рискнули.
Долго пытаемся в селе найти обещанный гугл-картами магазин. Местные жители напрочь не хотят нас понимать по-русски. В итоге находим закрытый на замок дом, в котором должны продаваться продукты. Разочарованные едем дальше, ведь мы обещали детям вкусняшки.
С Карабулака начинается отличный асфальт. Машины отсутствуют, можно погонять с ветерком. Думается, велосипедисты без детей здесь бы мчали со скоростью 80 км/ч, мы же сдерживаем велосипеды на 40 км/ч.
Быстро доезжаем до дороги, ведущей в Хызы.
В ближайшей деревне магазин не работает (а у нас закончились перекусы), до Хызы доехать сегодня нет шансов (там набор высоты 400 м). Поэтому готовим оставшуюся для стоянки еду и очень рано ложимся спать, в 7 вечера уже видим сны. Дневной пробег – 40 км.
На утро мы решили не ехать в Хызы, соскучились как-то по морю. Дети безуспешно тыкают лопатками в глину, стирки собралось, помыться хочется. Спускаемся по асфальту к Giləzi (Гилязи), там наконец-то покупаем вкусняшки себе и детям.
Сразу за селом сворачиваем к морю. Какое оно волшебно красивое! Как мы соскучились по нему!
Осознаем, что в этой поездке нам нравится больше море, чем горы. Конечно, 14 дней сугубо моря было бы перебором, но мы вполне не против проехать вдоль моря больше запланированного.
Вдоволь насладившись пляжем и теплой водой, выезжаем на трассу и едем по ней до Siyəzən (Сиазань). Закупаемся продуктами, играем на детской площадке.
Кушаем в кафе. Из всех кафешек, которые мы посетили в Азербайджане, нам понравилась больше всех именно эта (41.067804905221976, 49.11993813734057). Рекомендуем!
Мы немного заехали за город, и стали на поле возле дороги. Неожиданно поднялся очень сильный ветер и полил дождь. Благо в нашей туристической семье есть правило – всегда на открытой местности приваливать юбку палатки камнями. Это гарантирует спокойную ночь, нет необходимости держать палатку внутри руками.
От ночного ливня глина раскисла, с трудом преодолеваем по ней наше небольшое расстояние до асфальта.
Мы снова подымаемся в горы, хотим посетить курорт Qalaaltı (Галаалты). Дорога ведет через сотни качалок нефти.
До моста через реку мы благополучно едем, за мостом понимаем, что велосипеды ехать отказываются, уклон для нас слишком большой. Могу сказать точно, что мы раньше без проблем часами без остановок ехали по дорогам, с уклоном 12 градусов. Но сейчас не можем никак. Дохлые велопенсионеры:)
Ничего не поделаешь, идем пешком весь участок крутого подъема.
Дети развлекаются тем, что поедают сорванные по дороге гранаты и объедаются ежевикой.
В Məşrif (Мешриф) мы кушаем в ресторане и рассуждаем о жизни. Нападает некая апатия. Маршрут мы не тянем, идем пешком там, где нормальный велосипедист будет ехать. Прогноз погоды тоже не оптимистичный: на нашем дальнейшем пути ожидаются затяжные ливни. Собственно, и виды в этих местах не сказать, что крутые. Немного почесав репу, придумываем новый план. Мы отказываем от идеи ехать в район Губы, решаем после Галаалты ехать вдоль моря в Баку, затем в Гобустан. Новый план выглядит вполне себе интересным, поэтому снова веселеем.
Продолжаем наш пешеходный подъем в Галаалты, ночуем в красивом лесу у села. Главное развлечение у детей на сегодня – рассматривать дохлого енота. Так и не придумали, как детей оттащить подальше от его свежего трупа. Но прикасаться, конечно, строго запретили.
По чужим фотографиям мне очень понравился вид на окрестности с местной крепости. В хорошую погоду там все холмы, села и море отлично просматриваются. Хотелось и мне посмотреть на море с высоты 1000 м. Поэтому мы запланировали пешеходную прогулку к крепости (велосипеды оставляем в палатке).
Обычно к крепости от Галаалты ездят или ходят по хорошей грунтовой дороге, длиной 4 км. Мы же решили выбрать более короткий путь по лесу. Трека подъема нет, поэтому ориентируйтесь на начальную точку – развилку дорог, а дальше идите по натоптанной тропе, выбирая на развилках верхнюю тропу.
Мы поднялись к нижней части крепости, далее натоптанной дороги нет, желающие прутся напрямик. С детьми так не пройдешь.
Максим остается с малышами следить за облаками, ждать хорошего вида на окрестности, а я поднимаюсь к верхней части крепости.
Крепость действительно имеет отличное эффектное расположение. Она крутая.
Оказывается, что сейчас крепость закрыта на ремонт, поэтому я осматриваю только небольшую ее часть. Если бы шли к крепости по грунтовой дороге – вообще ничего посмотреть не смогли бы.
Скорей всего после открытия посещение будет платным. Если хотите посетить крепость мимо кассы – выбирайте нашу тропу.
Наша экскурсионная часть затягивается до обеда, но надежды доехать сегодня до моря не покидают нас. Становимся на асфальт и стремительно спускаемся вниз.
Виды на спуске приятные. Симпатично смотрится и водохранилище.
Далее докатываемся до хорошо знакомого нам Сиазань, где кушаем в нашей любимой кафешке.
Ель успеваем до темноты поставить палатку на берегу моря. Только с утра хорошо осматриваем окрестности.
Вдоль берега моря идет хорошая накатанная дорога. Утром и вечером по ней носятся машины. Кто-то посмотреть закат или рассвет, кто-то на работу – выйти на лодке в море. Днем машин вообще нет, поэтому кататься сплошное удовольствие.
Программа дня у нас такая: ехать и останавливаться в любом понравившимся месте. Там предаваться пляжному отдыху и купаться.
В целом получается, что мы намного больше отдыхаем, чем едем.
По маршруту часто пересекаем русла рек.
Несмотря на наш расслабленный темп, к обеду мы уже проехали 40 км. Если продолжать в том же духе, мы слишком быстро докатимся до Баку, получится неудобно по стоянкам. Максим начинает шутить: «Нам бы каких-нибудь приключений, а то слишком быстро едем!». Его слова оказались роковыми:)
Сперва дорога резко ухудшилась (пропал накат, песок слишком сухой). Потом небо подозрительно начало хмуриться (по прогнозу дождей в этом регионе быть не должно). Мы решаем сворачивать с побережья в сторону Гилязи, переждать надвигающийся дождь в придорожном кафе. Доехать до кафе не успеваем, начинает порядочно так лить. Вот и пригождаются дождевики.
Хозяйка кафе не понимает и слова по-русски. Мы пытались заказать одну чашку чая, 2 порции супа и 2 порции картошки. Вместо этого нам принесли большой чайник чая, 4 огромных миски супа и большую сковородку жареной картошки с мясом. Ну а также стандартные: лепешку, квашеную капусту, домашний творог и 4 порции кисломолочного напитка.
Мы мужественно все съели и выпили. Это пиршество для живота стоило нам $24 – получился самый дорогой обед из всех, зато ужинать после него уже не захотелось.
Дождь к концу нашей трапезы действительно закончился. Начинало темнеть: выдвинулись в сторону моря для ночевки. И тут как все началось с новой силой! Ветер бушует, дождь – льет, засверкали молнии, все громыхает. Отказывает от идеи ехать к морю – там открытая местность, в грозу не станешь. Выбираем для ночевки ближайшие кусты от дороги. Ветер набирает ураганную силу, мы, скользя по глине, ставим палатку под дождем. Дети в дождевиках под кустом откровенно ржут с нас. Я тоже хихикаю всякий раз, когда вспоминают Максимовы «нам бы приключений».
С утра приключений тоже хватает, за наш небольшой отрезок пути по грунту, велосипеды изрядно облеплены глиной. Максим тратит уйму времени на попытки отковырять переключатель.
Хоть с утра мы и словили красивый рассвет, небо не предвещает ничего хорошего. В предстоящую погоду пляжный отдых невозможен.
Решаем ехать дальше по трассе в Баку, лучшего в такую погоду не придумать.
Целый день моросил дождь и был сильный ветер. К счастью, ветер дух в спину. Во время движения мы его вообще не замечали и даже большую часть дня проехали в майках. Стоит остановиться – становится неприятно, ветер нормально так дует.
Мы долетели до Баку за пару часов, потом много часов потратили на попытки объехать Баку. Движение по городу очень напряженное, тормозишь на каждом мелком повороте дороги. Думается, что за день мы проехали около 90 км, дети почти не играли.
Особенно тяжело было ехать под вечер. Ветер очень сильный. Между домами ловишь сильный порыв – едва удерживаешься на велосипеде. Палатку пришлось закидать невероятным количеством камней, потому что естественного укрытия от ветра не нашлось.
Мы ночевали на пустыре возле мечети Биби-Айбат. Место вроде бы неплохое, но там в море не покупаешься и даже ног помочить не захочется (к берегу прибивает тину, много мусора).
Утро такое же как вчера – не предвещающее ничего хорошего: ветер, моросящий дождь. Мы даже с утра во флисках ездили – невероятный ужас для осени. В обед погода резко поменялась – штиль и пекло. Ехать дальше невозможно – нам нужно срочно на пляж! Нашли приличный пляж в Sahil (Сахиль).
Отдыхаем там очень долго, детям нужно порезвиться после вчерашнего скучного дня.
Наша одежда, что уже 3 дня безуспешно сохла, наконец-то высохла.
К югу от Баку берег моря во многих местах заболочен, путь на север по Каспию кажется более привлекательным. Мы долго не могли найти место для стоянки из-за особенностей побережья. Позже стали недалеко от Гобустана. Место получилось инстаграмным.
С утра особенно красиво смотрится.
Мы приехали в заповедник Гобустан к самому открытию 10 утра (стоимость входа – 10 манат ($6)). Сразу же стали пешком подниматься по дороге на петроглифы. В конце пути нас подвез первый едущий на верх автобус.
Место нам и детям понравилось. Красивые большие хаотично насыпанные камни, какие-то там рисунки древних людей. Приятно здесь гулять.
Автобусы поднимаются десятками, приезжают туристы из разных стран, ходят организованными группами с экскурсоводами.
Спускались от петроглифов мы также пешком – деток нужно нагружать, чтобы не сходили с ума от избытка энергии.
Прогулка на петроглифы заняла у нас 2 часа.
Солнце припекало не на шутку. С удовольствием спрятались от него в музее Гобустана.
Музей частично интерактивный, если бы дети заметили все развлекухи этого музея – мы бы их оттуда вывели не скоро. С нас хватило того, что дети порисовали на планшете и посмотрели на Гобустан с высоты вертолета. В музее мы провели 1 час.
После музея мы отправились смотреть грязевые вулканы Гобустана. Их вокруг города огромное количество. Они везде от мала до велика. Самые большие вулканы достигают высоты 400 м. Самые маленькие - уси-пуси, высотой в сантиметр.
Сперва мы двигались по намеченному пути, потом местные жители сманили нас поменять маршрут и уехать в другую сторону. Там мы нашли очень красивые невысокие вулканы.
Устроили затяжную фотосессию.
От вулканов дети были в восторге. Они же булькают!
Малышня невероятно громко визжала всякий раз, когда выбранный ими вулкан выдавал большой бульк.
Я бы там и заночевала, осталась бы жить у грязевых вулканов, наблюдала бы за ними часами и делала бы отличные закатные снимки. Но возле вулканов грунт мягкий, рыхлый, камней нет, местность открытая и гуляют ветра. Нам нужно спускаться ниже, отсечь ветер холмом, вторкнуть колышки в почву, что нас удержит либо завалить палатку камнями.
Немного скидываем высоту и ночуем в поле (каменистой пустыне).
На следующий день мы проезжаем еще один участок скопления вулканов. Здесь также с удовольствием гуляем.
Участок примечателен большими кратерами-озерами.
Далее мы спускаемся с холмов ближе к трассе. Хотим покушать в поселке, потом заново подняться на холмы, посмотреться еще на одни грязевой вулкан и грязевое озеро. Да как-то разморило, пока кушали, решили, что на сегодня вулканов достаточно.
Нам однозначно понравились грязевые вулканы. Хотим их увидеть еще и не один раз. Если вас привлекли мои фотографии – рекомендую отвести на посещения района Гобустана не меньше 3 дней. Чтобы знаете так основательно все рассмотреть, сделать супер-снимки, насладиться. Мы оставили большинство вулканов на другой раз, когда-нибудь вернемся в Азербайджан и досмотрим их.
Погода прекрасная – решаем заехать на пляж покупаться и постираться. Очень долго отдыхаем на пляже, пока ветер не стал намекать, что нам пора ехать дальше. Сегодня мы планировали подъехать к самому Баку, в идеале заночевать в районе вулкана Локбатана. Но включенный кем-то сильный ветер портит все планы. Ехать практически невозможно, ветер сильный и встречный. Двигаемся по отличному ровному асфальту на 1/2, скорость хорошо, если 8 км/ч.
Ближе к закату ветер отключают, но ехать по темноте нам с детьми небезопасно. Становимся в абсолютно бестолковом месте – на открытом пустыре возле двух дорог. К тому же за ночь к нам дважды подъезжают местные: сперва полиция, потом строители. Оказывается, здесь прокладывают газопровод, съезжать не просят – и на том спасибо.
Обидно, ведь немногих дальше по трассе есть отличное место для ночевки. Там есть и деревья, и отличный пляж с чистым берегом. Есть туалеты и даже осенью работал душ.
Долго гуляли в этом месте, ведь это наш последний пляж в поездке.
С утра ветер дул в спину, поэтому мгновенно доехали до Баку. Начинаем наслаждаться его огромными и длинными набережными.
Наше внимание привлек корабль-музей, к сожалению, детей до 5 лет туда не пускают.
Поиграли на детской площадке, перекусили в кафе. Отправились смотреть Маленькую Венецию и кататься на фуникулере. Эти заманухи Соня проспала.
Нашей младшенькой в этот день исполнилось 3 года. У меня на примете были разные развлечения для детей, но время летело слишком быстро. Успели посмотреть только пару городских парков.
Ночевать отправились в старое знакомое место возле мечети Биби-Айбат. До него можно доехать, нигде не выезжая на трассу. Сперва по пешеходной набережной, потом по дороге между нефтяными качалками, потом по улочкам около мечети, немного движения по тротуару – и ты на месте. Машины не задавят, можно ехать даже после захода солнца.
Вечером ветер разбушевался не на шутку, стал швырять тележки с попкорном и сахарной ватой, разбивать их в дребезги. Теперь мы силу ветра стали измерять пролетающим мимо попкорном. Когда ставили палатку – ветер немного притих
Развлечение нашей последней ночи в Азербайджане – гонять наглого кота. Кот задался целью залезть наверх палатки. Мы задались целью не дать ему продырявить своими когтями палатку. Гоняли кота четыре раза.
В последний азербайджанский день мы хотели посмотреть архитектурные достопримечательности, старый город. Хватило нас не на долго. Все-таки пытаться двигаться по рельефному городу с велосипедами и двумя детьми – то еще удовольствие, изматывающе.
Намного приятнее просто посидеть где-нибудь на набережной.
А самое лучшее место для отдыха в семейном походе – детская площадка.
Мы позволили детям гулять на площадке, пока самим не надоест. Как только младшенькая стала капризной – двинулись дальше. Обе девчонки моментально заснули. Выгодный расклад с учетом длительного переезда в аэропорт и ночного перелета.
Добираться в аэропорт мы решили по второстепенным дорогам. Сегодня ветер был беспощадным. Нам нужно было преодолеть всего 23 км против сильного ветра, но это были незабываемые километры. Идти пешком – невозможно – сносит нафиг. Катить велосипед, зажимая тормоз при порывах ветра – нереально тяжело. Ехать – проще всего, велосипед груженый – хорошо держит курс, сильные порывы ветра гасим тормозами. Ветер сдует от дороги на обочину, поэтому движение безопасно. Решили, если не справимся с нашими километрами за 3 часа – застопим машину, потому что ехать по темноте небезопасно. Кое-как справились, повторять такое не хочется. В Беларуси, кстати, в эти дни тоже были сильные ветра. Правда в Азербайджане +27 и сильный ветер (ходишь в майке), а в Беларуси +8.
Что я вам хочу сказать, друзья. В Азербайджан мы приехали фактически случайно. Создалось впечатление, что мы сюда вернемся уже специально. Есть ради чего возвращаться. Это и грязевые вулканы, и огромные пустынные пляжи. С учетом недорогих билетов – направление весьма перспективное. А ведь в Азербайджане есть и высокие горы, много направлений для пешего туризма. Будем изучать страну дальше!