Велопоход по Узбекистану с двумя детьми, осень 2024
Описание маршрута:
Даты: 3 – 17 октября
полноценных ходовых дней - 9, 12 ночевок в палатке
Пробег: 530+ км
Набор высоты/спуска: 7300 м
Максимальная высота - 1450 м
Дорожное покрытие: преимущественно плохой и в хлам убитый асфальт
Участники: Инна (Innerria), Максим (Lump), Кира (5,5 года), Соня (4 года)
Наш маршрут.
Первая петля: Джизак - Тамерлановы ворота - Койташ - Тусинсайское водохранилище - Заркент - Кошрабат - Джуш - Акчабсайское водохранилище - оз. Фазильман - Сентяб - Маджерум - Богдон - оз. Тузкан (через Учкулач) - скалы Ортачеку - Караташ - Джизак.
Вторая петля: маршрут вокруг Чарвакского водохранилища. Хотели продлить трек через Чимган, но погода не позволила.
Посмотреть трек на карте.
Узбекистан - страна пустыней и гор, вкусной и дешевой кухни. Местная жизнь очень колоритна и интересна для наблюдений.
Мы отправились в велопоход по Узбекистану всей семьей с детьми. Проехали два интересных круговых трека. Смело их рекомендуем для повторения. Всю полезную информацию для вашей поездки разместили в конце рассказа - жмите сюда
Фоторассказ
Мы действовали по своей привычной схеме. Посмотрели в какие страны есть прямые перелеты за недорого. Выбрали новое для себя место - Узбекистан. Дальше дело было за малым - составить маршрут. Но не тут то было. По этой стране крайне мало ездит вело путешественников. Нет никаких достойных треков. В основном насквозь страну проезжают, и к тому же по крупным трассам. А наш формат - подальше от трасс, побольше красоты и при этом попроще. Мы же дохлые ребята, нормальный рельеф не потянем. В общем задача со звездочной.
У меня даже были минуты отчаяния, что таки не потяну, не смогу нарисовать трек по этой стране под наш запрос. Но справилась. Вышло очень даже достойно. Не умирали на маршруте от подъемов, всегда в зоне доступа была питьевая вода, еда и кафе. Довольно часто была возможность устроить стирку, даже для купаний находились места.
Нам понравился маршрут. Были конечно места скучноватых переездов, но на участках без рельефа по другому быть и не может.
Эффектных видов хватало. Три места мне особенно понравились и запомнились: Чарвак, Маджерум и спуск от Фазильман к Сентяб.
Наш трек рекомендую всем для знакомства со страной. Очень колоритно получилось. Он включает в себя места, где туристов каждый встречный открыто или исподтишка снимает. И места, где туристами местных вообще не удивить. Правда все они считают, что мы приехали на экскурсию с машиной сопровождения. Про классический велотуризм в этой стране вообще мало знают.
Местные жители удивляют своей открытостью, гостеприимством и простотой. Они искренне радуются гостям, рады помочь.
Быт местных людей разительно отличается от нашего. С одной стороны у них есть централизованный вывоз мусора, водопровод, достаточное количество магазинов с хорошим ассортиментом продуктов. С другой стороны жизнь многих людей завязана на самом примитивном труде. Очень часто видишь, как кто-то мотыгой тычет в поле, как собирают колючки на корм скоту. Видишь, как дети 6-8 лет дружной гурьбой едут в школу на ослах с разных деревень. А где поселки посерьезнее - добираются до дома случайными машинами. А с детского сада малышня уверенно идет домой сама. Необычно для нас, правда?
Едешь и думаешь, как по-разному в странах люди воспринимают безопасность. Как люди в разных регионах и местах воспринимают и ценят свое время. В походах всегда есть о чем подумать и лучше узнать себя.
Основными видами, что ждут вас на маршруте - будут бескрайнее степи и пустыни.
Мы выбирали для движения холмистые места, поэтому взгляду всегда есть за что зацепится, выглядит не скучно.
Кое-где пустыню прорезают реки. Возле рек сосредоточена жизнь. Растут деревья, рассыпаны дома.
Некоторые дороги оживают за счет причудливых камней и озер.
Общее представление об пейзажах Узбекистана у вас уже есть. Мне не терпится показать самые яркие места с нашего маршрута.
Первая из достопримечательностей по треку - Тамерлановы ворота. Мы как раз ночевали недалеко от этих скал. Как вы поняли, ночевали у самой дороги. Но когда засыпаешь в потемках в 6 вечера, а просыпаешься до рассвета солнца в 6 утра - вообще не важно где спать.
Следующим ярким местом на маршруте было поселок Койташ. Здесь камнями причудливой формы усыпанны все холмы. Можно гулять по ним часами. Поэтому важно приехать в село до обеда, проехав 50 км с набором 1000 м.
Дети с огромным энтузиазмом облазили все ближайшие камни.
Очень приятно было заночевать за селом Койташ. Вполне себе уединенно, есть ручеек для стирки, красивая россыпь осенних листьев на фоне камней.
Во второй ходовой день мы проехали уже 75 км с набором 650 м, спуска в два раза больше. Уж очень хотелось ночевать уединенно, на берегу большого Тусунсайского водохранилища.
А вот третий день похода у нас не сложился. Проехали буквально 10 км как сломался велосипед. На все связанное с этим потратили весь световой день. Пришлось сгонять в ближайший город за запчастями. Ночевали в поле с колючками.
Следующий велодень был полноценным. Махнули больше 80 км с набором 1000 м. На ночевку остановились на берегу Акчабсайского водохранилища. Среди ночи нам что-то с холма выше кричал местный житель. Закрались сомнения, можно ли было ночевать недалеко от дамбы. Плохо спали (ждали, что придут выгонять) и снялись со стоянки пораньше.
Младшенькой исполнилось 4 года. Весь день баловали детей вкусняшками, а вечером уже в потемках водили хороводы. Ну а дома по приезду детей ждет полноценный праздник.
После плохого сна, да без кафе очень тяжело было ехать в горы. А ведь по маршруту нас ждал самый сложный ходовой день. Набор высоты 1000 м за 20 км сугубо по грунтам.
На некоторых участках пути шли пешком, уж слишком крутым был уклон для нас с детьми.
Поднялись к озеру Фазильман, да не сделали ни одной его фотки. Уж слишком так себе одно выглядело. Самое интересное - дальше. Это спуск с озера. Он целиком пешеходный. Но это не значит, что там нечего делать вам с велосипедом. Еще как есть что делать! Идти пешком вниз.
Идти пешком просто, нет сыпухи, камней, просто шагаешь себе и любуешься видами. Виды потрясающие, сюда однозначно стоит заехать.
Возможно по фото кому-то покажется, что можно здесь и проехать - уверенно НЕТ. На пеших дорогах очень крутые повороты, велосипед никак в теории в них не впишется.
Пешеходная дорога выводит к реке. Там виды еще круче и можно даже ехать на велосипеде. Но мы не стали в целях безопасности детей.
Заночевали у реки. С утра отдыхали, купались, устроили стирку.
Продолжаем спуск с офигенными видами к поселку Гузбин.
В этой местности большинство домов сложены из камня. Отдельно можно любоваться творчеством местных жителей.
Подобные виды обещают быть в селе Хаят, но мы туда не заезжали. Отправились в поселок Маджерум.
Маджерум славится офигенным деревом, которому примерно 1500 лет. Не увидеть такое - преступление!
В Маджеруме также есть речка, много мест для отдыха и стоянки с палаткой.
Спускаемся от Маджерум к трассе и дальше по асфальту едем к оз. Тузкан. За день не доехали, с таким поздним стартом и утренним сильным ветром, 70 км - наш предел. Стали на ночь за городом Богдон.
С утра неспешно докатились до Тузкана и устроили там полудневку. Организм этого требует!
Отлично выспавшись, выкатываемся в сторону Джизака. Наша петля от него подходит к концу.
Новая интересная локация - скалы Ортачеку. Вокруг них можно покататься по грунтовой дороге полдня-день. Но мы слишком расслаблены, хотим просто катить дальше по асфальту.
Заезжаем к храму Ходжа Богбон-ата. Это святыня притягивает к себе многих поломников.
Для нас же это просто красивое место. А также же место, где нашей дочке подарили Хрюшку. Вот оно детское счастье! Весь оставшийся поход ребенок с ней не расставался.
Очень важная достопримечательность для меня - хлопковое поле. Это первое место, где мы смогли рассмотреть хлопок с близка. А ведь я столько раз рассказывала детям про хлопок, про этапы создания одежды. Было важным показать вживую.
Мы стояли перед сложным выбором. На Узбекистан надвигались сильные дожди и резкое похолодание (с +22 днем до +11 днем). Было сложно решить, где переждать непогоду. После стольких дней жары, не хотелось замерзнуть в конце поездки. Вариантов было три: 1) Вернуться к побережью Тузкана и увидеть лучшие его пляжи. 2) Проехать петлю через Зааминский нац парк 3) Изначальный план - объехать вокруг Чарвака.
В итоге нам надоело обновлять прогноз погоды, втыкать в телефоне в 42 мм осадков. Решили смотреть на этот апокалипсис в живую в Чарваке.
Переехали в Ходжикент и заночевали недалеко от ж/д станции. Ночью дубасил дождь, били молнии. Утром воспользовались коротким затишьем, чтобы переехать в Сиджак. Все таки приятнее пережидать ливень в небольшом поселке с красивым видом.
Объелись в кафе, там же узнали про съем жилья. Нам предложили домик за 500 тыс. сум. Цену смогли сбить только до 400 тыс ($32). Но домик обалденный. Горячая вода, пол с подогревом, 6 кроватей, кухня. Раздолье. И помыться, и постираться, и полюбоваться горами - здесь можно все. Ну а в иную погоду - поплавать в бассейне, пожарить шашлык, поваляться в качелях.
Дождь лил с обеда и до утра, благополучно переждали все это в домике. На утро облака засели невысоко в горах.
Вскоре показалось Чарвакское водохранилище. Вода невероятно красивого цвета. А на фоне гор, присыпанных снегом, и желтых деревьев смотрится особенно мило.
Ехать вокруг озера очень тяжело. Рельеф не сильно замечается (на 80 км набор 2000 м). А вот открываемые взору виды не дают шансов разогнаться. Все время тормозишь и делаешь очередное фото. Да и выбрать среди них лучшее - не так-то просто. Все красивые!
К вечеру тучки снова стягиваются. Начинает моросить. Из-за облочности уже в 4 дня становится темно.
На утро солнце! Мы смогли увидеть Чарвак разным: в сплошных облаках, с засевшими низко облаками и вообще без облаков, солнечной дымке. Нам повезло, никак иначе!
Напоследок спускаемся к озеру. Жаль не было погоды в нем покупаться. Вода обалденная: теплая, прозрачная. Весьма располагает.
Заканчиваем маршрут. Пора ехать домой!
Полезная информация для поездки по Узбекистану
Регистрация в стране
По законодательству Узбекистана россиянам можно путешествовать по стране без регистрации 15 дней. Беларусам старше 16 лет нужно зарегистрироваться в первые 3 дня по прилету. Интересное исключение - регистрация не нужна, если турист пребывает в каждом населенном пункте страны не больше 3 дней. Это целиком и полностью подходит вело путешественникам. Мы редко больше дня где-либо задерживаемся. Чтобы доказать свое право обходиться без регистрации - нужно собирать чеки по всему пути своего путешествия. В чеке будет дата, время, место - это документ, подтверждающий что вы там были. Сложность в том, чтобы добыть эти самые чеки. Ведь в небольших поселках даже ценников в магазинах нет, не говоря о кассе. А в кафе на слово «чек» вам напишут от руки бумажку.
Делимся нашим опытом с чеками. Чек добыть как минимум через день реально. В городах и крупных поселках в кафе и магазинах найдется касса. Чек можно добыть в банке или на заправке. Кассовый аппарат чаще всего стоит в алко маркетах. В небольших поселках периодически есть возможность получить чек, если оплатить товар картой. Казалось бы, вам подойдет любой чек (чужой), но вполне может оказаться, что за весь день вообще ни один человек не платил в этом магазине картой. Поэтому посетив кучу магазинов, за весь день можно не найти ни одного чека.
Можно ли обойтись вообще без чеков? Можно, просто это рискованно. Если на границе вас спросят про регистрацию - ответить будет нечего, а штраф за ее отсутствие весьма существенный. Поэтому лучше собирать и возить бумажки. У нас про них на границе не спрашивали.
Узбекские авиалинии
Перелет этой авиакомпании нам очень понравился. Расстояние между сидениями позволяло вытянуть ноги. Каждое место оборудовано экраном с фильмами/играми, выдают наушники. Детям принесли подушки и рюкзачки с подарками (книга с заданиями, карандаши, настолка). Пассажиров хорошо кормили и часто разносили напитки. На выбор предлагали в том числе вино. Для желающих получше расслабиться во время длительного перелета - хороший вариант.
Правила перевозки велосипедов гласят, что велосипед перевозится платно. Если по сумме трех измерений он вписывается в 180 см - его можно перевозить вместо любой единицы зарегистрированного багажа. Если габариты большие - за велосипед придется заплатить в зависимости от его веса (габариты не учитываются). Самый реальный весовой диапазон - до 23 кг. За него нужно платить 1 ставку. Для Беларуси это 50 €, для РФ - 45 €.
Заявлять заранее о перевозке велосипеда не нужно, регистрироваться онлайн на рейс не нужно. Покупайте билет без багажа (только ручная кладь до 8 кг). Приезжайте в аэропорт и на стойке регистрации сообщите о своем велосипеде (спортивном снаряжении). Его взвесят и вас отправят в кассу для оплаты. Оплата принимается в местной валюте, то есть в Минске - в бел. руб, в Ташкенте - в сумах.
Во время вылета из Минска у нас были сложности в регистрации велосипедов. Отвечающая за это женщина уверяла, что за каждый велосипед нужно заплатить 100 €. Мы были вооружены всеми выписками и перепиской с авиакомпанией, тем не менее на переубеждение сотрудника потратили около 40 минут. Будьте готовы к таким ситуациям. Заложите достаточно времени на все процедуры. На обратном пути проблем не возникло, но вся волокита с оплатой и переноской велосипедов в нужное место заняла около часа.
В аэропорту по прилету мы нашли неплохое местечко для уединенного отдыха. На обратном пути в зале вылета удобных мест для сна нет. Комната матери и ребенка находится только в чистой зоне.
Деньги
Самый выгодный обмен валют, что мы встречали - был в аэропорту. Можете смело менять деньги там.
У менял курс хуже, чем в банке. Банки работают только в будние дни.
Всего за 2 недели похода наша семья потратила $300. Сюда включены все передвижения внутри страны, еда, напитки, аренда домика. С учетом того, что мы ели везде от пуза считаем получившийся прайс хорошим.
Общественный транспорт
В правилах перевозки пассажиров значится, что перевозить в поездах и автобусах можно только вещи в сумме трех измерений до 180 см. Но правила и практика - отличимы. Велосипед в неразобранном виде можно перевезти любым автобусом с багажным отделением. Тариф - как водитель назначит.
В поезд (кроме скоростного Афросияб) также можно залезть с велосипедом. Путешествовать на поезде дороже, чем автобусом. Есть приложение по поездам Узбекистана Uzrailways tickets. Часть билетов можно купить через сайт РЖД в рос. рублях.
В электричках неразобранный велосипед можно перевозить официально. Прайс - как за проезд взрослому. Например, проезд от Ташкента до Ходжикента с велосипедом будет стоить 20 тыс. сум (≈1.5 $). Расписание можно посмотреть здесь.
Отдельно остановимся на автобусе в/с Джизака. В 11 утра напротив автовокзала «Ташкент» отправляется автобус в Джизак. Назад этот автобус едет в 7 и 8 утра с Зеленого базара. За проезд нашей семьи с велосипедами мы заплатили 200 тыс. сум (≈16 $).
С автовокзала Джизака отправляются автобусы дальнего следования, что едут через Ташкент. Мы возвращались в Ташкент бишкекским автобусом. Он отправлялся в районе 12 дня (точное время даже водитель не знает). За проезд в этом автобусе всей семьей с велосипедами мы заплатили 80 тыс. сум (≈6 $). На автовокзале нам рассказывали, что с этой точки (40.098573, 67.939332) каждый час отправляется транспорт в Ташкент.
В Узбекистане принято звонить водителю автобуса и говорить в каком поселке по пути следования вас нужно забрать. Велотуристам стоит воспользоваться этой местной особенностью. Лучше закончить поход в мелком городке, чтобы не тратить время на передвижения по крупному городу.
Поездки общественным транспортом оказались вполне комфортными. В автобусе был кондиционер, в электричке - отопление. Пассажиры либо спали, либо слушали музыку в наушниках. Вполне реально за время поездки поспать.
Дороги Узбекистана
Все основные дороги Узбекистана асфальтированы. Другое дело - какой он этот асфальт. В большинстве случаев по нашему маршруту он плохой или в хлам убитый. На обочине меньше трясет. Так что асфальт есть, а наката нет. Этот факт ничуть не мешает многих машинам гнать что есть мочи, а еще устраивать разборки - состязания. Это когда машина не хочет, чтобы ее обогнали - и педаль газа в пол. Летят 120, кто кого. Или выезжающий со второстепенной блокирует дорогу едущим по главной, а если те посмеют пикнуть - принципиально не даст проехать дальше. В общем езду по автодорогам точно нельзя назвать безопасной. Но мы люди опытные. Предугадываем возможные обгоны и встречные разъезды, заблаговременно съезжаем далеко на обочину. В таком формате опасных для нас ситуаций не замечали. К тому же весь маршрут мы составляли по мелким дорогам с небольшим трафиком, поэтому чувствовали себя на дороге вполне комфортно.
Водители Узбекистана нормально относятся к велосипедистам. Огибают с большим запасом, предупредительно либо просто дружелюбно сигналят. То и дело останавливаются поболтать и сфотографироваться.
На подъезде к достопримечательностям лежит хороший асфальт, правда и в нем куски кто-то украл.
Во многих населенных пунктах по пути следования есть велодорожки. По ним комфортно пересекать крупную населенку.
Грунтовые дороги Узбекистана оказались приятнее асфальта. Хороший накат и минимум камней. Часто грунтовые дороги идут вдоль асфальта как хорошая ему альтернатива.
Местные жители
Как такового языкового барьера в Узбекистане нет. В районе Ташкента почти все знают русский. В глухих поселках всегда найдутся русскоговорящие. Если не говорящие по-русски, то хотя бы знающие ту пару слов, что нам необходима для общения. Иногда мы сами перебираели синонимы и ассоциации к нужному слову, пока собеседник не услышит знакомое ему слово, поймёт суть вопроса. Остальные пробелы заполняет игра в Крокодил.
У нас было установлено несколько офлайн-переводчиков, но они по сути не пригодились. Сложных диалогов вести не было необходимости.
В Узбекистане мы чувствовали себя комфортно. Местные жители гостеприимны, дружелюбны, но при этом не навязчивы.
Мы поняли, что попали в хорошее место еще с Ташкенте. В районе автовокзала местные таксисты нам активно помогали найти нужный автобус. В ряде других стран таксисты бы уже рассказали, что ничего никуда не ходит, и мы без них пропадем. А тут сходу помогают, никто дважды свои услуги не предлагает.
Случайные прохожие и проезжие нас угощали яблоками, медом, напитками, лепешками. Продавцы в магазинах часто угощали детей чупа-чупсами или мороженным. И все это было так естественно, просто, не нарочито. Примерно четыре раза нас приглашали в гости: поужинать, переночевать. Мы вежливо отказывались.
По дороге в сторону Нураты ощущали пристальное внимание. Каждая пятая машина притормаживала хотя бы спросить откуда мы. Некоторые просто тормозили сделать фото. Местные в деревне при виде нас доставали скорей свои телефоны, снимали нас как местную достопримечательность. Особенно тяжело было во время ремонта велосипеда. Поломка пришлась посреди поселка. Такое явление собрало всю местную публику. Целая кипа детей приезжала поглазеть на наши страдания и с соседнего села. Тот случай, когда даже в туалет сходить невозможно. С одной стороны все были добродушными, приглашали на обед, угощали выпечкой. С другой стороны нам хотелось просто побыть одним и победить эту вредную камеру.
Дальше по маршруту в районе Фазильман и Чарвака туристы - привычное явление. Там местных своим явлением не удивить.
Полиция и ГАИ относились к нам с выдающимся равнодушием. Могли бы хотя бы ради приличия разок проверить паспорта.
Веломагазины и ремонт велосипеда
Привычные нам вело магазины можно найти только в самых крупных городах (Ташкент, Самарканд и т.д.). В поселках часто встречаются пункты продажи велосипедов, но там не найти запчастей. Купить запчасти и отремонтировать велосипед можно только в районных центрах. Веломастерская по нашему маршруту есть в г. Кушрабат (40.235813, 66.649658). Хозяин мастерской живет в доме напротив. Поэтому при крайней необходимости его можно найти в любой день и в любое время. Не рассчитываете найти в таких местах нестандартные детали.
При подготовке к походу я часто натыкалась на информацию о том, какие ядреные колючки в Узбекистане, и 6 проколов за час вполне себе реальны. Ничего подобного на своем маршруте мы не увидели. Всего один прокол за весь поход и тот не в зоне протектора. Хотя по колючкам не глядя мы периодически ехали.
Всего один прокол не помешал нам перевести кучу камер. Из-за неприятной ситуации мы потеряли целый день. У меня на переднем колесе от камеры оторвался ниппель. Мы хотели быстренько поставить запасную камеру и ехать дальше. Но запаска оказалась дырявой (возможно пробили монтажками при бортировке). По какой-то причине к запаске напрочь отказались клеиться латки. (На этой камере была одна латка, так что технический к ней приклеить возможно). Всеми правдами и неправдами мы упорно клеили камеру целых 2 часа, перевели почти все латки и клей. В итоге мне пришлось на такси ехать в ближайший райцентр и покупать там новую камеру. А потом в ободе колеса расширять отверстие под автомобильный ниппель с престо.
Сколько денег стоило нам такое приключение? Такси 20 км туда-обратно - 50 тыс. сум (≈4 $) (местные за расстояние до 10 км дают 4-5 тыс.). Запасная камера 20 тыс. сум (≈1.5), набор для ремонта камеры - 25 тыс. сум. (≈2 $) Копейки. Жаль только времени.
Еще одна поломка за поход - развалился петух (запасной у нас всегда есть). К поломке привел расшатанный болтик на переключателе. Периодически требовалось закручивать крепления на дисковых тормозах и прочих деталях. От тряски местных дорог все расшатывается.
Вода
В Узбекистане рекомендуют покупать воду только в магазинах. В нашей семье иная привычка - пить местную воду. Мы набирали воду для питья в тех же в кафе, что и кушали. Периодически просили набрать воду у первых встречных местных. Использовать воду из рек не требовалось. К концу похода у детей были проблемы с желудком. Младшая за день сама оклемалась, старшую дочку пришлось пичкать таблетками. Связано это с водой или общей антисанитарией в стране - не знаем. В любом случае это рядовая ситуация для походов с детьми.
Расход воды был весьма скромным. На стоянку нам требовалось 4 л воды. Днем мы возили около 1,5 л воды, регулярно набирая новую по дороге. Максимум за раз на всю семью перевозили 6 л воды.
Еда
В Узбекистане привычных нам крупных сетевых магазинов нет. Вместо них много маленьких маркетов. В каждом из них свой ассортимент товаров. Поэтому пройдя пару магазинов можно найти все самое нужное. Практически в любом поселке можно купить макароны, рис, сосиски, колбасы, орехи, семечки, бананы, кучу сладостей и воды. Часто в продаже есть кефир, мороженное, яйца, консервы. Встречаются и салаты, различные овощи (не салатные) и фрукты. В сумме получается вполне себе полноценное питание. В продаже много яблок, нас ими регулярно угощали.
Цены на продукты очень привлекательные. Большинство продуктов стоят дешевле, чем у нас. Иногда в 2 раза. Гарниры стоят примерно как у нас, привозные товары дорогие. Так к примеру в один из дней мы купили соленую селедку за большие деньги (40 тыс. сум (≈3.2 $)), но она оказалась омерзительной на вкус. Несъедобным показался и местный сыр. Сосиски и колбасы местные мы тоже не особо могли есть, предпочитали полноценно питаться в кафе.
В магазинах рекомендуем к покупке кексы, пахлаву, катык.
По маршруту то и дело попадаются рынки, где можно купить более изощренные фрукты и овощи для салата. Мы по ним не ходили, жалели время, да и торговаться не любители. Без этого навыка на рынке делать нечего.
Повсеместно по дороге продают арбузы и дыни - самый ходовой товар. У нас в этом году у самих был отличный урожай арбузов, поэтому покупать их не хотелось.
В каждом заметном поселке есть кафе или чайхана, иногда даже с wi-fi. Всегда в свободном доступе розетки для подзарядки техники. Стандартное меню: шурпа, шашлык, пельмени. В более крупных заведениях есть лагман, самса, картошка фри и прочее. Еда очень жирная (не для каждого желудка), полтора блюда достаточно для насыщения. Если есть сугубо шашлык - 3+ порции. Стандартный прайс на одно блюдо - 25-35 тыс. сум (≈2-3 $). Порция шашлыка в пределах 20 тыс. (≈1,6 $). Чайник чая стоит 2-3 тыс сум. Цены и расположение позволяют питаться все время в кафе (завтрак, обед, ужин). На один прием пищи наша семья (4 чел) тратила 70-160 тыс. сум (≈5,5-12,5 $). Чаще всего около 110 тыс. сум (≈8,6 $). За 2 недели похода местная кухня не надоела. Однако после похода хотелось разгрузочной диеты.
Местная особенность - очень быстрое обслуживание. За полчаса реально заказать блюда, получить и съесть. Это очень выгодный расклад, если вы спешите по маршруту или едите в формате гонки.
Если посмотреть на Узбекистан свежим взглядом, не замыленным опытом путешествий в других странах, бросится в глаза антисанитария. Еду приносят периодически в засаленной посуде, битой. Моют (точнее ополаскивают) эту посуду в тазу на улице. Хлеб до вас подержат в руках многие. Возле рукомойника не всегда есть мыло. Даже у приличных ресторанов туалет может быть на улице в виде дырки в полу без туалетной бумаги. Мы к подобному колориту привыкли, подходит ли такое вам - решайте сами.
Заведения работают с 8 утра до 9 вечера. Многие кафе и магазины сезонные, осенью работать не будут. Небольшие кафе закроются с закатом солнца (5-6 вечера).
Опасности Узбекистана
Первой и самой яркой опасностью на дороге станут открытые ливневки. Для местных городков это стандартная практика - пустить глубокую ливневку вдоль дороги и поперек пешеходной дорожки. Без конца утыкаешься в эти рвы на тротуарах, а на дороге боишься, что машина прижмет тебя к яме, из которой не факт что выберешься целым. Не знаю как там местные, просто идя в магазин, не убиваются.
Так как двигаться сугубо по тротуарам невозможно (перекопано, загорожено, бесконечные лестницы без съезда) возникают опасности, связанные с хаотичными движениями машин. Особую опасность представляют стоящие автомобили. В любой момент припаркованный автомобиль с заглушенным мотором может выскочить перед велосипедистом без поворотников. И ладно, если это легковой автомобиль, притормозил - разминулся. Но может начать движение фура. А если ее вы наполовину уже объехали, просто притормозить - не достаточно. Нужно уже задний ход изобретать. Будьте бдительным и везде, где это возможно, объезжайте припаркованные машины со стороны бордюра.
В Узбекистане водится целая коллекция ядовитых змей: эфа, гюрза и прочие. В октябре большинство особей переходят на дневной режим либо целиком уходят спать. Поэтому риск заползания змеи в палатку минимален. Мы за весь поход не встретили ни одной змеи и скорпиона. Ядовитые пауки (каракурты и тарантулы) нам также не встречались.
По нашему маршруту минимальный риск встречи с шакалами.
Местные собаки очень дисциплинированы. Только лают, иногда немного пробегают рядом. Такого, чтобы агрессивная собака сходу мчалась к ногам - ни разу не видели. Удивительный и очень приятный факт.