0

Форма заказа пуста

Добавляйте понравившиеся товары.
https://malpa.by/ /katalog/vse-tovary/cart/view.html /katalog/vse-tovary/product/view.html /katalog/vse-tovary/cart/delete.html /katalog/vse-tovary/cart/clear.html https://malpa.by/components/com_jshopping/../../photo 2 бел. руб. Товар добавлен Оформить заказ Всего товаров: на сумму Очистить Пожалуйста, выберите атрибуты товара.

panorama 3-thast

Киргизия и Казахстан, июль 2015 года

Велопоход по Киргизии - одна из лучших наших поездок. Мы расскажем вам о месячном путешествии по великолепным горам, вдоль бурных рек и вокруг прозрачных озер.

Часть 1: Общая информация о регионе
Часть 2: Описание маршрута и перевалов, подготовительной части похода
Часть 3: Фотоотчет и краткий рассказ о первой части похода
Часть 4: Фотоотчет и краткий рассказ о второй части похода

Перевал Кегеты и Каракол 6-8 июля

Будильник не ставили, отсыпались вдоволь. Выехали в 12 дня по местному. Сегодня нас ждал большой беспрерывный набор высоты, впрочем как и завтра. Забраться как можно выше был дополнительный стимул – солнце на этой высоте, не смотря на вчерашние ливень, конкретно припекает. Первый же перевал, что ждал по маршруту – один из самых высоких и сложных. Набор с 700 м до 3780 м за два дня.
Знакомые перед походом подшучивали, что мы так усердно вкатываем к поездке, что проедим Тянь-Шань незаметивши. Мы же отвечали, что все равно непременно “сдохнем”. И сдыхали не раз. Тренировка выносливости в Беларуси мало что здесь значит. Навыки, приобретенные ранее в поездках по Карпатам и Крыму ценнее. Наш прошлогодний велопоход по маршруту 3 категории сложности (какой у нас получился – не считали) – детский сад по сравнению с великим Тянь-Шанем.
Подъем был беспрерывный – тянешь-тянешь весь день. Из-за позднего выезда на запланированную стоянку мы стали после заката. С утра побежали смотреть Кегенский водопад. Приняли душ – конечно не под струей воды стояли (бывал у меня уже такой опыт жесткого массажа – теперь не практикую, хоть и прикольно).

Подъем такой же как вчера: бесконечный, под жарящим солнцем. Обильно смазываемся солнцезащитным кремом с 50 ph уровнем защиты. Поэтому очень рады “бассейну” – заторе от реки Кегеты. Так счастливо заходим и плюхаемся в воду, тут же она должна была прогреться немного. Наивные: с криками через пару секунд выскакиваем из воды. Тысячи “иголок” впились в кожу, к ногам долго возвращается чувствительность – вода ужасно ледяная.
Возле моста через речку нас поджидает местный калоритный киргиз. Возле него угрюмо стоит барашек. Киргиз попросил посадить к нему на лошадь барана. Максим спешит на помощь!

Преодолев первых два брода, виды становятся еще более эффектными – то и дело попадаются снежники. Я все чаще начинаю проходить сложные участки пешком – скопления камней на крутых уклонах. Также прохожу большую часть серпантина пешком – лучше экономить силы, чем тратить их впустую – на велосипеде все равно на этих участках едишь со скоростью пешехода. На поворотах серпантина большой уклон, только до следующего поворота по моим меркам можно проехать. Но тут дело в усталости, в другой день я сама же проеду этот участок, особо не придав ему значения.
Мы становимся на ночевку у последнего перевального взлета. Высота 3400 с чем-то дает о себе знать – как только заходит солнце приходится одеть на себя всю одежду, что есть. Руки коченеют – спасаюсь флисовыми перчатками, без них палатку наверное поставить бы не смогла.

На следующий день мы соревнуемся в скорости со всевозможным животными – лошадьми, баранами – кто быстрее покорит перевал. Объективно проигрываем всем. Но и животные играют не по правилам: срезают по крутым склонам.
Пастухи дают нам фору – оставляют пастись подопечных у самого перевала. Пасут долго, хоть травы там нет практически – но и мы не спешим: то фотографируемся, то плетемся пешком на поворотах серпантина. В итоге на перевал приходим одновременно. Мы по более неменее безопасному участку – снежнику, а лошади – по крутой сыпухе напрямик.

Усаживаемся на перевале перекусить и пропустить табун лошадей. По идущим лошадям хорошо виден наш будущий путь. Несколько дурных лошадей пошли по очень крутому склону напрямик – перебирают передними ногами, задними скатываются и тормозят. Зрелище не для слабонервных, хорошо что свидетелями беды мы не стали.
Перекрикиваемся с пастухами – говорят сейчас бараны пойдут – решаем проскочить до них. В компании с отстающими лошадками спускаемся пешком с перевала. По моим меркам здесь никто не проедет на велосипеде. Ужасная сыпуха и очень крутой склон. На некоторых участках я изобрела новое назначение для переднего тормоза. Когда у меня укатываются по сыпухе сразу две ноги, я со всей дури нажимаю на два тормоза одновременно и вдавливаю вилку по полной. Велосипед парализуется, и я повисаю на переднем колесе, подбирая свои ноги.

Выходим на чуть безобиднее участок, конечно идем пешком дальше, мы же не эти.. экстрималы что по склонам носятся, мы жить еще хотим. Хотя более безобидные участки то и дело сменяются опять крутой сыпухой.
А вот и дорожка про нас. Не разгоняемся больше 12 км/ч: надо внимательно объезжать все крупные камни и держаться подальше от склона. На скоплении крупных камней просто отпускаешь тормоза и поднимаешь попу – велосипед сам делает свое дело, только держись, чтобы из-под тебя его не выбило.

Постепенно дорога расширяется, можно уже и до 15 км/ч разогнаться, быстрей – опять опасно, любой камень может быть роковым. А дальше спуск становится еще динамичнее. 24 км/ч по таким дорогам – это такой взрыв мозга! Едешь, петляешь, то попу поднять, то педальку, чтобы камень не чиркнула, то по камням поскакать, то навоз объехать нужно… 24-30 км/ч это очень быстро и зрелищно. По асфальту эквиалентно 55 км/ч не меньше.
В конце спуска небольшая горочка – разгона не хватает. Вся такая самоуверенная, мастер же, на нее заезжаю.. и сдыхаю. Тихонько пешком шагаю. Но дальше опять спуск – и я опять крутая)
Теперь начинают попадаться юрты, в основном на другой стороне реки. Мы покупаем кумыс и лепешку. После этого мы за весь поход за кумыс ниразу не платили – нас угощали.

Мы спустились до 2700 м. Буквально сразу же начинается подъем на следующий перевал - Каракол 3485 м вдоль живописной реки. Фотосессия сильно замедляет движение, но, несмотря на это, к 5 вечера мы незаметно проезжаем мимо намеченного места для ночевки. Решаем подыматься дальше – время позволяет покорить второй за день перевал. Не прошло и двух часов, как мы забираемся к самому перевалу и в недоумении чешим затылки - дорога упирается в большой снежник. Метра два не меньше снежный козырек – с велосипедами здесь не пройти.

Вспоминаем, что незадолго до этого места видели какую-то дорогу, уходящую по склону в противоположную от перевала сторону. Должно быть это объезд. Неожиданное удлинение пути меня печалит – понимаю, что психологически сил для него не припасла. Во многом пешком всхожу на холм – объезд снежника. С него начинается длинный динамичный спуск с видом на заходящее солнце.
Увлеченные спуском, мы чуть заставляем себя остановиться, когда начинает смеркаться. Прячемся от ветра у самой реки.

 

 

Озеро Сон-Куль (перевал Чильбель и Калмак-Ашуу) 9-12 июля

Утром следующего дня продолжаем спуск. С нетерпением ждем выезд в цивилизацию, хочется чего-нибудь вкусненького. Но это будет только вечером. А пока по маршруту три брода. Ничего страшного – легко преодолеваются в сандалиях.

Едим почти беспрерывно весь день. С утра открывались отличные виды. Ближе к вечеру в какой то момент понимаем, что дорога стала занудной. Вроде и хорошая дорога и с небольшим сбросом высоты, но виды одни и теже. Дорога абсолютно прямая и одинаковая. Уныло. При всем желании не можешь выдавить из себя высокую скорость. Километров через 30, дорога расширяется, появляются автомашины, что подымают облака пыли. Дорога – мелкая стиральная доска с камнями. Съехали с дороги на поле – по нему передвигатсья получается быстрее. Живем одной лишь целью – магазин!
И вот наконец, началось село Кожомкул (8 Марта на старых картах), в часов 8 вечера. Хорошо, что магазины работают до 11 часов. Здесь мы впервые покупаем пельмени. О Боже, какие же они вкусные! У нас таких давно уже не бывает. Мы перепробовали в Киргизии пельмени 5 марок. Самые вкусные для нас – фирмы Суперсмак. Единственные из испробованных не вкусные – это Столичные. Не покупайте таких.
Мы стали на ночевку сразу за селом – у реки Кекемерен.
Следующий день, мне казалось, не предвещает ничего хорошего. Будет эта же неприятная дорога, бесконечно долго, весь день… Ничего подобного! Уже буквально за первым поворотом от нашей ночевки открылись потрясающие виды. А разве можно замечать стиральную доску и камни, когда тут такие виды? Едешь себе в удовольствие, фотографируешься. Вот тебе награда за вчерашние мучения.

На спуске в каньоне Кекемерена мы повстречали первых велотуристов. Они лапотали что-то по-английски, ехали налегке втроем. У Максима с английским чуть лучше. Я же, человек что честно учил иностранный язык в школе, колледже, а потом в ВУЗе, плодотворно пообщалась с велотуристом. Он мне что-то умное – я ему: “Но-у спик инглиш”. Он мне что-то типа, а где вы спите? Я обдуманно: “В палатке” – по-русски разумеется. Потом еще подумала – похлопала по подседельной сумке. Он типа понял. Позже к нам подъехал микроавтобус: там двое местных пытались с нами изъясняться на английском. Оказалось, что они – группа сопровождения голландцев. Завозят их на перевал – оттуда те съезжают, обеспечивают их всем другим. Видели мы в следующем селе и базу отдыха для иностранцев. Вообще идея отдыха замечательная, для тех кто любит комфорт и не любит экстрим.
Невиданные красоты продолжились после этого села Кызыл-Ой. Ехать просто невозможно – все время руки к фотоаппарату тянутся. Кажется что все что здесь происходит – не с тобой, это не реально. И это еще один участок спуска, идеальный для людей с любой подготовкой.

Каньон заканчивается, мы выезжаем в село. Узнаем, что в следующем есть рынок – втопили педали. На самом деле там рынка в классическом понимании нет, просто скопление магазинов и лавок люди так прозвали. В этом городе Чаек мы покупаем первый за поход арбуз. Ну и так затариваемся на ближайшие три дня – впереди опять автоном.
Стали на ночевку недалеко от города, около 5 вечера. Устроили пикник. Минимальной высота за день была 1450 м, стоянка уже повыше.

Следующий день для меня был очень тяжелым. Предстоял подъем с 1750 м до озера Сон-Куль через перевал Чильбель 3267 м. Сперва нам нужно было еще доехать до гор по лугу. Не помню, может километров 20-ть. Уклона почти не видно, но почему-то быстрее чем на 1/2 или 1/3 скорости ехать не можешь. И тут эта жара, ни облачка на небе, ни ветерка, ни тени все это расстояние. Я потихоньку умирала, но еще держалась. Все равно на луге не станешь жару пережидать. Наконец мы доехали до холмиков, но моих надежд они не оправдали – тени там тоже не было вообще. Ручей и тот подкачал – вода в нем была по нашим меркам не питьевая без кипячения – слишком теплая для горного ручья. Зато я, поливая воду на шлем и одежду, пыталась хоть как то сбавить температуру.
Было ли красиво в этих местах? Я не знаю, ничего не видело – просто ползла вверх – там холоднее и вдруг может попасться тень. Ну хоть бы одно облачко на небе было, хоть бы легкий ветерок дул… Свершилось чудо! Я как путник в пустыне увидела оазис – небольшую тень от обрывистой скалы. Села в нее и даже слезу пустила. Вот дурная, знаю же с детства, что не переношу жару, чего переться летом на Тянь-Шань, где по умолчанию парилка. И что теперь, сейчас только первая неделя, а я объективно не ходок, валяюсь тут, на солнце выползти боюсь.
По нашим прикидкам, расстояние до перевала такое, что мы даже пешком сегодня его должны успеть покорить (около 5 км). Выходим на солнце, пытаюсь ехать, нет сил никаких – грежу сразу тенью, нахожу ее – всё. Но метров 200 осилила... Уже кажется 5 вечера, должно быть легче. Решили идти на перевал пешком. Иногда я смиливалась над Максимом и с усилием проезжала метров 300 – он в это пекло чувствовал себя комфортно.
Подъем здесь был достаточно крутым, разбросанные крупные камни усложняли нашу задачу. Перевальный взлет пошел серпантином. Так как мы и так шли пешком, решили срезать – сэкономить время. Для этого пригодились лошадиные тропы. В целом срезать было веселее, мне психологически приятнее, хоть и попыхтеть пришлось порядком. Этот перевал дался мне тяжело. Всему виной жара, а не дороги и отсутствие физической формы. Одно дело просто ехать в крутую гору беспрерывно весь день, а другое – делать это в невыносимую жару с полным отсутствием ветра. Думаю в другой день я большую часть подъема смогла бы проехать. Зато на спуске уже без проблем. Крутанул педали – только притормаживал, ну и на холмики заезжай. Спуск интересный, дорога как бы волнами и рытвинами глубокими: и трясет и подлетаешь над землей. Темнело стремительно, хотелось бы погонять, но было уже опасно, не разгонялись свыше 30 км/ч. Так хотелось спуститься и нырнуть в воду – весь день об этом мечтала. Но конечно, пока достигли озера – дважды одевались, так холодно стало. Вот почему нельзя было добавить ко дню эту вечернюю прохладу? То сжарился, то замерз.
Становимся на берегу озера. Подыскать место тяжело – все берега усыпаны следами лошадиной жизнедеятельности. С утра плаваем, стираемся – расслабляемся, но не по полной. Делать полудневку не хочется – после обеда не заставишь себя куда-либо ехать. Вода в Сон-Куле абсолютно прозрачная и удивительно теплая для высоты 3000 м.

Большую часть дня мы объезжаем озеро Сон-Куль. Виды на озеро красивые, дорога петляет то на холмик, то с него. Потом дорога отходит от озера и уводит к перевалу по степи. Чувствую себя комфортно. Солнце на этой высоте не достает, хотя небо опять безоблачное и ветра по прежнему нет.

Встречаем велотуристов на тандемном велосипеде. Глаза на уши залезли, как представили как они с перевалов несутся. Мужчина рулит, камни объезжает, а сзади жена его ничего не видит, все камни ловит и орет. Но выглядела пара счастливой и не потрепанной. Диалога у нас и здесь не сложилось, они колумбийцы. Вслед за ними на горниках еще одна пара, юниоры - отстают. Жестами пара показала, что нас ждет небольшой подъем и бесконечный крутой спуск.
Подъем в 450 м я осиливаю без проблем, вообще как то незаметно мы оказались на перевале Калмак-Ашуу. Какие виды он нам открыл! Подрясающе. Встречаем еще двух велотуристов. Они шли пешком на перевал. Мы проскочили мимо на скорости, так и не узнали с какой они страны. Много фотографируемся. Опять не разгоняемся – крутые глухие повороты, а машин здесь ездит много. Как сзади машина подкрадется – вообще не замечаешь. Впрочем мы с машинами едим в одном темпе – немногим больше 20 км/ч. Спуск действительно бесконечный, не понятно, как бы мы затащили велосипеды в обратном направлении. Сильно трясет на камнях, мелких и больших. К тому же вся дорога усеяна неприятными ямами – питлять пытаешься и между них.

После села Кенд-Суу дорога вдруг решила набрать высоты, не люблю я такие ее сюрпризы, настроилась только на спуск. Мы поднялись на холмик не зря – начался опять спуск среди песчаных гор. Очень красиво и необычно. После дорога привела нас на необычайно ровный и гладкий асфальт (А365).
Долетаем до поворота – стоит кафешка (высота 2300 м). Отличненько, пришло время опробовать национальные блюда. В основе многих из них – тесто, вымешанное вручную, раскатанное и порезанное.. на спагетти. К сожалению, в этой кафешке мы не смогли найти блюда из баранины. Ели лагман с жаренной говядиной (то что с перцем на фото) и ещё что-то – не запомнили. Вкусно, недорого. Пили Максым - напиток зерновой - мне не понравился. Сразу за селом Сары-Булак ставим палатку у реки.

 

 

Озеро Иссык-Куль (перевалы Джакпакбель и Тоссор) 13-16 июля

Следующий день ничем особо примечателен не был. Мы долго ехали к началу активного подъема на перевал. Дорога как всегда не радовала – ямы, стиральная доска и множество камней. Мы просто петляли: «кажется с этой строны дороги ехать чуть лучше, нет может там, нет, все таки вот там будет лучше, тож фигня, может сюда»… Так длилось многие километры. Солнце опять припекало, но терпимо.
На перевал Джакпакбель 3300 м заехали практически незаметно. Только что большую череду польско-непонятно чьих джипов пропускали – пылили они знатно, ехать было невозможно. На перевале перекусили, одели ветрозащиту и …
Здесь уж мы оторвались, гнали от души, конечно, дорога не супер – все те же ямы, рытвины и камни в большом обилии. Но как то легко и радостно катилось. Я честно пыталась не разгоняться больше 30 км/ч, все таки не экстрималка, разбиться всегда можно успеть. Но Максим тем не менее зафиксировал мои 57 км/ч. Случайно получилось, я как на свой велокомп не смотрела – больше 37 км/ч не было.
На этом перевале мы испытывали легкую нехватку воды, хорошо, что с утра по полной воды набрали. Запланированное место для стоянки было занято какими-то мототуристами. Пришлось ехать дальше, и ставить лагерь в полумраке (высота около 2750 м).
Стоянка в поле получилось очень ароматной, какое-то растение пахло мятой. Спали отлично. С утра с палатки увидели проезжающих мимо двух велосипедистов. Это невероятно! Они говорили по-русски. Туристы из Питера тоже обрадовались русскоговорящим туристам, за весь поход они таких еще не встречали. Маршруты у нас похожие, только в районе Сон-Куля ребята петляли другими перевалами. Кроме того, они нам подсказали как изменить маршрут в Казахстане, чтобы заехать на одно обалденное место. Сейчас ребята тоже держат путь на перевал Тоссор – может еще встретимся.

Встретились мы быстрее, чем ожидали. Пока мы собирали лагерь, ребят пригласили покушать в юрту. Следующие два дня мы ехали вместе. Наши новые друзья очень интересные люди, велотуристы со стажем, во многих странах побывали, обещали подкинуть маршруты. Темпы наши во многом совпадают, только что они предпочитаю «тянуть» – крутить педали на очень уклонистых участках, а мы – пройтись пешком. Но и тут то скорость примерно совпадает.
Путь на перевал Тоссор (3893 м) оказался одним из самых запоминающихся. Очень красивые виды, интересная дорога, компания – в общем все что нужно. Особый колорит добавляло огромное количество бродов различно глубины. Многие из них были уже достаточно опасными. Нам повезло, что была подстраховка из двух парней. Например, один брод – воды по колено, бешеное течение. Кто не сталкивался с горными реками: если воды до колена переход вброд относительно безопасный, все что выше – вода может снести, сбить с ног. Вода – могучая, иногда убийственная сила. У питерчан была веревка. Небольшая, но все же помогла ловить равновесие на переправе.
Еще один брод – воды ниже колена, но там так бьет поток, что легко может стащить по склону. Сплав такой в один конец. На переправы тратим много времени, поэтому ставим лагерь невдалеке от перевального взлета.
Вслед за нами едут мотоциклисты. Новички: на переправы тратят времени больше, чем мы. С речкой они вообще долго провозились, потом в горячих источниках заседали – отогревались. Мы в сероводородных источниках плавать не пошли – воняет жутко ну и цена 150 сом, а мы думали что бесплатно ($2,4).

С утра мы с Максимом вошкаемся долго – у меня лопнула еще одна спица. Пока ее заменишь, восьмерку исправишь, заодно дырку в камере залатаешь. Друзья из Питера терпеливо ждут.

обслуживание велосипедов

На подъеме на перевал видны ледники – красота! Заезжаем на перевал Тоссор 3893 м – встречаем пеших туристов. Очень много.. растянувшаяся группа из Голландии, ведет их русскоговорящий в наушниках, мы его потом еще на одном перевале с этой группой встречали. Пешеходы возрастные – всегда восхищалась такими пенсионерами, что не прозябают дома, а двигаются. Дай Бог, и я не засохну в старосте у телевизора или на лавочке.

Спуск с перевала еще эффектнее – замечательные виды. Здесь я впервые падаю. Это переднее колесо покатилось на сыпухе, я для равновесия вскинула ногу – стать на нее хотела – нога тоже уехала. Так, поцарапала коленку. С первого раза я не поняла... буквально через 50 метров до меня дошло в чем дело. Мои покрышки абсолютно не держат на сыпухе. Конечно, я сообразила это только после второго падения. В этот раз менее удачного. Я падала лицом в землю. Кое как извернулась, чтобы не изуродовать все лицо – просто дюбнулась подбородком. Кусок мяса выдрало, небольшой. Остановили кровь, заклеили. Обработали мой локоть и коленку перекисью – раны не большие, но всё гноится от этой пылищи.
Дальше было без происшествий. Всю сыпуху я проходила пешком, нигде не рисковала. Даже на камнях стала намного осторожнее и медленнее ехать. Вчерашняя скорость стала казаться невероятной.
На спуске снова встречаем яков.

Через некоторое время открывается вид на Иссык-Куль – огромное озеро с соленой водой, бывшее море. Весь спуск с Тоссор примечательный. А вот и в конце, мы проезжаем по каньону.

Еще немного усилий – и мы в цивилизации. Встречаем по дороге велосипедиста англичанина и еще какую-то семейку, что едет посреди дороги и искренне не понимает, почему им все сигналят.

встреча

Решили готовить вечером щи, салат и отъедаться. Закупаемся по полной. Долго выбираем место для стоянки - хочется без людей и недалеко от питьевой воды. Нашли вполне хорошее место: чистый пляжик с раскаленным песком. Впереди дневка и заслуженный отдых.

Читать дальше:
Часть 4: Фотоотчет и краткий рассказ о второй части похода

Все права защищены. malpa.by ©2023
ИП Гурьянов Максим Юрьевич УНП 791031413, г. Могилев, ул. Франко 43 +375297474465.
Режим работы: понедельник-пятница – 8:00-20:00, суббота – 8:00-15:00, воскресенье – выходной.
Свидетельство о государственной регистрации номер 791031413 выдано Администрацией Октябрьского района г Могилева.
Регистрация в реестре бытовых услуг № 000000077294

malpa by visa transparent color logo-futter-erip logo futter